Сайт учителя начальной школы 9 Будниковой Тамары Викторовны г. Долгопрудный, Московская область, 08.08.2020
город Долгопрудный Московская область учитель начальных классов
Будникова Тамара Викторовна
АОУ средняя общеобразовательная школа №9
город Долгопрудный Московская область

Методическая копилка. Четвертый класс. МАТЕМАТИКА.

Тема урока: «Арифметические действия над числами»

ЦЕЛИ УРОКА:

- закрепить умение решать задачи на движение;
- развивать навыки устного счета;
- развивать умение решать примеры на порядок действий и уравнения;
- развивать речь, внимание, логическое мышление;
- способствовать формированию информационной культуры у учащихся;
- воспитывать интерес к математике.

 

ОБОРУДОВАНИЕ:

 

- мультимедийный проектор;
- ноутбук;
- экран;
- мультимедийная презентация к уроку;
- учебник «Математика» Демидова Т.Е., 4 класс;
- сигнальные карточки (красные);
- «паруса» для устного счета ( цветные листочки в клеточку);
- карточки с буквами для каждого ученика ( К, А, П, И, Т, А, Н);

 

 

 

 

 

 

 

ХОД УРОКА

 

  1. Орг. момент.

На экране слайд – название игры »Морской бой» и игровое поле с кораблями.

 - Ребята, сегодня у нас необычный урок. Я предлагаю вам отправиться в морское путешествие и сыграть в математический морской бой.

- Давайте вспомним правила этой игры.( Играют 2 человека. Они выставляют на игровом поле свои корабли. Выигрывает тот,  кто первым уничтожает корабли противника.)

 - Но у нас математический  бой. Играть мы будем все вместе одной дружной командой. Мы должны выполнить задания, написанные на кораблях. А нашим выигрышем станут знания, умения и хорошее настроение. Согласны?

- Какие навыки, умения нам понадобятся? ( Умение считать, решать задачи и т.д.)
- После каждого задания, вы берете зеленую карточку. (если решили без ошибок)

 

 

 

  1. Устный счет. «Одиночное плавание».

 

 
- Мы с вами в море. Плывем на плоту. Переспрашивать, переговариваться нельзя: плаванье-то одиночное. С кем говорить, с чайкой, что ли? К соседу сзади обернешься, плот перевернешь, а море и без того штормит. Диктую примеры быстро. Записываем ответы в столбик и каждый раз сворачиваем паруса. Ведь во время бури парус может порваться.
Левый борт – поднимите левую руку!
Правый борт – подмигните мне правым глазом! Поплыли!

 

 

 
ЛЕВЫЙ БОРТ                                                        ПРАВЫЙ БОРТ

1. Делимое 84, делитель 6.                             1. Делимое 630, делитель 30.
Запишите частное.(14)                                   Частное? (21)

2. Число увеличьте в 7 раз.(98)                      2. Частное увеличьте в 4 раза. (84)

3. Из результата вычесть 49. (49)                   3. Из этого числа вычтите 48. (36)

4. Увеличьте результат на 15. (64)                   4. Уменьшите в 18 раз. (2)

 

5. Уменьшите в 16 раз. (4)                              5. Умножьте на 450. (900)

6. Умножьте на 20. (80)                                   6. Разделите на 30. (30)

7. Прибавьте 23. (103)                                      7. Увеличьте в 14 раз. (420)

 

8. Увеличьте в 8 раз. (824)                              8. Прибавьте 571. (991)

 

Итак, подняли паруса.

- Итак, проверяем. Я открываю результаты по одному. Сначала левый борт.  Поднимите паруса, которые остались целыми во время шторма. Молодцы!

Возьмите одну зеленую карточку. К

- Теперь правый борт.

 

3. Работа с числом.

- Отправляемся далее. Поплывем на пароходе. А вы знаете, когда в России был построен первый пароход? Сложив результаты левого и правого борта вы узнаете год выпуска первого русского парохода, который назвали «Елизавета».

 

            824+991=1815 год
- Что вы можете сказать о числе? ( четырехзначное, соседи, ск. Ед., дес., сумма цифр, нечетное)

Кто справился с этим заданием без ошибок, возьмите зеленую карточку.А

 

Молодцы, вы справились с заданием и уничтожили корабль под названием «УСТНЫЙ СЧЕТ».  Слайд ИГРОВОЕ ПОЛЕ С ЗАЧЕРКНУТЫМ «УСТНЫЙ СЧЕТ».

 

  1. Следующий корабль на нашем пути называется «ЗАДАЧА».

 

- Вспомните прошлые уроки математики. Догадайтесь, какой вид задач мы будем решать? ( на движение).

- Какие задачи на движение вы знаете?
- встречное;
- в противоположных направлениях;
- вдогонку;
- Вспомним формулы нахождения величин движения:
- скорость, время, расстояние

 

 

А). На экране появляется схема к задаче. Дети составляют задачу и решают самостоятельно.

- Дети, кто решил задачу в 3 действия? ( Дети комментируют. Открываю слайд.)
- Выражение? ( Открываю слайд.)
- Кто решил по-другому?( Дети комментируют. Я открываю слайд.)
- Потом открываю ответ.

Мы справились с кораблем «ЗАДАЧА». Кто решил правильно задачу, возьмите зеленую карточку.  П

Слайд ИГРОВОЕ ПОЛЕ С ЗАЧЕРКНУТЫМ «ЗАДАЧА».

 

ФИЗМИНУТКА. СЛАЙД.

 

  1. – Ребята, люди каких профессий работают на теплоходе?

( Капитан, матросы, кок, и др.)

– Вы кем бы хотели стать?( капитаном)
- Чтобы быть капитаном, нужно хорошо знать географию, математику, физику и др.
- Посмотрим, как вы считаете. СЛАЙД «РЕШЕНИЕ ПРИМЕРОВ».

РЕШЕНИЕ ПРИМЕРОВ У ДОСКИ. Работа с учебником.

Стр. 35 №4, 3 столбик.

 

ЛЕВЫЙ БОРТ                                           ПРАВЫЙ БОРТ
1-й пример                                                2-й пример

 

3 507 · 18 – 2 340 · 20 = 16 326                   408 · 206 : 2 + 7 976 = 13 280

 

ОТКРЫВАЮ СЛАЙД С ОТВЕТАМИ ПРИМЕРОВ. Проверка.

 Кто решил верно, возьмите зеленую карточку. И
Корабль «ПРИМЕРЫ» повержен.
Слайд ИГРОВОЕ ПОЛЕ С ЗАЧЕРКНУТЫМ «ПРИМЕРЫ».

 

  1. Переходим к работе с карточками. У каждого на парте уравнение с буквой. Решив его, мы сможем расшифровать ключевое слово на доске.

 

СЛАЙД БЕЗ БУКВ
140   1 800   236   802   108   420   108   409   420 

У         р          а       в       н       е       н        и       е

 

Дети, решившие первыми уравнение, выходят к доске и записывают буквы.
Итак, какой корабль подбит? «УРАВНЕНИЕ».
СЛАЙД СО СЛОВОМ «УРАВНЕНИЕ»
Кто решил свое уравнение без ошибок, возьмите зеленую карточку! Т

Слайд ИГРОВОЕ ПОЛЕ С ЗАЧЕРКНУТЫМ «УРАВНЕНИЕ».

 

  1. И последний корабль у нас на пути «ГДЕ ОШИБКА».

  СЛАЙД С ПРИМЕРОМ .
- внимательно посмотрите на пример, перепишите в тетрадь и решите его.

Слайд с правильной записью.
И так решаем 3 примера.

Слайд ИГРОВОЕ ПОЛЕ С ЗАЧЕРКНУТЫМ «ГДЕ ОШИБКА».

8.Итог урока.

- Что было самым сложным на уроке?
- Что легче всего далось?
- Понравился вам наш «Морской бой»?
- Кто набрал 7 карточек? Составьте из букв слово. ( к а п и т а н  )
- Поднимите руки кто стал в игре капитаном? ( оценка 5)
- У кого 5 или 6 карточек? ( оценка 4 )

Спасибо, ребята, мне было с вами интересно работать.

 

  1. Следующий корабль «Блиц-турнир».

а). Пешеходу надо пройти а км. Он шел 4 часа со скоростью в км в час. Ск. км ему еще осталось пройти?   А – 4в  км

б). Автобус ехал 2 часа со скоростью с км в час и 3 часа со скоростью д км в час. Какое расстояние проехал автобус?   2с + 3д км

 

в). Теплоход проплыл вниз по реке х км за 3 часа, а на обратный путь он затратил 4 часа. На сколько меньше была его скорость на обратном пути?   3х – 4х км в час

 

Молодцы! Повержен корабль «Блиц-турнир».
Кто не ошибся – возьмите  2 зеленых  карточки. Т А
Кто ошибся 1 раз –возьмите 1 карточку.



—айт учител¤ начальных классов © 2008 все права защищены