Сайт учителя начальной школы 9 Будниковой Тамары Викторовны г. Долгопрудный, Московская область, 08.08.2020
город Долгопрудный Московская область учитель начальных классов
Будникова Тамара Викторовна
АОУ средняя общеобразовательная школа №9
город Долгопрудный Московская область

Методическая копилка. Первый класс. Математика.

Тема урока: «Число 10» Путешествие колобка. «Школа 2100». ФГОС.

 Тема урока: « Число 10».
 Уровень образования школьников: ОС «Школа  2100», 1 класс (ФГОС)
Форма урока: урок-путешествие (СЛАЙД 1)
Цели и задачи урока:
•         закрепить знания, приобретённые детьми при изучении нумерации    чисел от 1 до 10;
•         совершенствовать вычислительные навыки, взаимосвязь между частью и целым, компонентами и результатами  действий;
•         упражнять в письме числа 10;
•         проверить умение различать геометрические фигуры;
•         продолжать готовить детей к составлению и решению задач;
•         закрепить пространственные представления (слева, справа, вверху и  т.д.);
•         помочь уч-ся усвоить получение и запись числа 10, состав числа 10.

Коммуникативные УУД

  1. Формируем умение слушать и понимать других.
  2. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  3. Формируем и отрабатываем умение согласованно работать в группах и коллективе.

Познавательные УУД

  1. Формируем умение извлекать информацию из текста и иллюстрации.
  2. Формируем умение на основе анализа рисунка – схемы делать выводы.

Регулятивные УУД

  1. Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы материала учебника.
  2. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  3. Формируем умение составлять план деятельности на уроке с помощью учителя.

Личностные УУД

  1. Формируем эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности.
  2. Формируем общее представление о моральных нормах поведения.
  3. Формируем чувство сострадания и сопереживания.
  4.  Формируем интерес к устному народному творчеству.

Оборудование: учебник «Моя математика» для 2 класса Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П. Тонких; мультимедийное оборудование  mimiostudio, презентация,   герои сказки "Колобок",  магнитные карточки с цифрами от 1 до 10,   карточки с изображением геометрических фигур, разноцветные круги.

ХОД УРОКА

  1. Орг. Момент.

Прозвенел и смолк звонок,
Вас ждёт интересный, полезный урок.
Чудесным пусть будет у вас настроение,
Легко и свободно даётся учение.

  1. Психологический настрой.

– А теперь потрите ладошки так, чтобы они стали горячими. Быстро передайте тепло соседу по парте, соединив свои ладошки с ладошками товарища. Пусть тепло вашей души поддерживает вас и помогает вам.

  1. Введение в урок.

Сегодня мы  не просто будем считать и решать, мы отправимся в путешествие. Путешествовать одним скучно и неинтересно, поэтому нужно брать с собой друзей. А вот кого мы возьмём в путешествие, вы узнаете, отгадав загадку.
Из муки его слепили,
После в печку посадили,
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Был он весел, был он смел,
И в пути он песню пел.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От неё уйти не смог.
Кто же это?

Дети: - Колобок!  ( Вывешиваю портрет Колобка на доску.)
– Ребята, я как-то читала внучке сказку про колобка и вдруг поняла, что эта сказка не совсем правильная. В сказках всегда действуют две силы: добро и зло.
– Что обычно побеждает в сказках?   ( Добро.)
– А в сказке «Колобок»?   ( Зло.)
– Как вы думаете, почему?
– Правильно, Колобок был доверчивым, не учился в школе, мало знал, не успел завести себе друзей.
– Давайте предложим Колобку дружбу и  пригласим  к нам на урок, изменим сказку и поможем спастись Колобку от зубов хитрой лисы.

  1. Актуализация опорных знаний (СЛАЙД 2) 

Захотелось бабке с дедом
Колобок испечь к обеду.
Вот испекся Колобок,
Разрумянен правый бок.
Бабка колобок взяла,
На окошко понесла.
Колобок лежит, мечтает,
Звезды на небе считает.

- Посчитаем вместе с ним.

  1. Повторение разбиения на группы и состава числа 8.

-  И тут Колобок увидел созвездие:
– По какому признаку можно объединить звезды? (Цвет, форма, размер)                                                                                          – Состав какого числа поможет повторить это созвездие ?   (8)                             (Открыть восьмёрки за шторами.)
– Как вы думаете, помогли мы Колобку научиться считать?
Надоело Колобку
На одном лежать боку.
И решил он погулять,
Еще больше мир узнать.

  1. Повторение приёма сложения вида  +1.(СЛАЙД 3)

- Помогите Колобку скатиться с лесенки. Сначала вспомните, какое число получается при прибавлении 1?  (Следующее за данным числом.)
5.  Постановка проблемы.  Открытие нового знания.  (СЛАЙД 4)
По тропинке он бежит,
Заяц на тропе сидит.
Говорит ему Косой:
«Колобок, а ну постой.
Я тебя бы сразу съел,
Да ведь ты же поумнел.                                                                                                                                                                

Ты с числом всех новым
Познакомь, попробуй!»
1) Образование числа 10.
- Сколько вагонов в поезде? (9)
- Как получили число 9? (8+1)
- Какое число получим, если к 9 прибавим 1?  ( Следующее – 10)
- Как получили число 10? (9+1) (Открываем шторку.)
2) Работа в тетради. ( с.48, №1.)
- Запишем в тетради ( и на доске) 1 + 9 = 10 9 + 1 = 10.
- Что происходит при перестановки слагаемых?  (Сумма не изменяется.)
3) Работа с учебником на с.24, №1-2. Повторение состава числа 10.
- Сумма слагаемых в математическом доме №10, конечно, равна 10.
- Угадайте недостающие слагаемые. Задание №2 учебника поможет вам в этом.
- Как получить неизвестное слагаемое?

6. Определение темы урока. Постановка целей
– Проанализируйте выполненное задания и попробуйте определить тему урока. О чем мы будем говорить сегодня?
– Какие цели мы поставим на сегодняшний урок?
- Изучим состав числа 10; закрепим навык счёта в пределах 10, взаимосвязь между частью и целым, умение сравнивать числа и выражения.

7. Закрепление нового материала.
1) Число и цифра 10.
– Чем запись числа 10 отличается от остальных известных нам чисел? (используем две цифры)
– 1 – очень важное число. Каждый человек в мире уникальный, единственный. Одна мама у ребенка, одно солнце на небе. Но это число часто грустит. Грустно человеку жить одному. Да и нолю одному несладко.

  1. Инсценировка стихотворения С.Я.Маршака «Ноль и единица».

Ведущий.
- Вот один, иль единица,
Очень тонкая, как спица.  (Представляет Единицу.)
Цифра вроде буквы О –
- Это ноль, иль ничего.   (Представляет Ноль.)
Единица.  (С усмешкой, пренебрежительно.)
- Круглый Ноль такой хорошенький,
Но не стоит ничегошеньки!
Ведущий.
- Сказал весёлый круглый Ноль
Соседке Единице.
Ноль.
- С тобою рядышком позволь
Стоять мне на странице.
Ведущий.
- Она окинула его
Сердитым, гордым взглядом.
Единица.
- Ты. Ноль, не стоишь ничего,
Не стой со мною рядом!
Ведущий.
- Ответил Ноль.
Ноль.
- Я признаю, что ничего не стою.
Но можешь стать ты десятью,
Коль буду я с тобою!
Как одинока ты сейчас,
Мала и худощава,
Но будешь больше в 10 раз,
Когда я стану справа. 
 (Становится справа от Единицы и получается 10.)
Ведущий.
- Напрасно думают, что Ноль играет маленькую роль!

 Если слева, рядом с ним,
Единицу примостим,
Он побольше станет весить,
Потому что это – десять!

  1. Работа в тетради.   ( с.48, №2.)

– Давайте запишем новое число в тетради.
– Откройте тетради. Запись числа.
– Посмотрите на следующую запись? Что это? Как она образована? Можете прочитать эти числа?
– Ребята, а чего у человека в количестве 10?
– Давайте проверим.
8. Физкультминутка  (СЛАЙД № 5)
- Отгадайте загадку Колобка о нашей физкультминутке.
Есть у меня работники,
Во всем помочь охотники.
Целый десяток верных ребяток. (Пальцы.)

Пальчик, пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С третьим братцем щи варил,
А с четвертым кашу ел,
С пятым братцем песни пел
Шестой братец в лес пошел,
А седьмой грибок нашел,
Восьмой братец чистить стал,
Брат девятый жарить стал,
А десятый сам все съел,
Потому и потолстел.
9. Первичное закрепление, повторение пройденного материала.
– А Колобок катится дальше по тропинке.
Колобка волк увидал,
Облизнулся и сказал:
Чтоб несъеденному быть,
Надо равенства решить.
Все числа без сомнения
Подставь без промедления.

1) Работа по учебнику.(Математика 1 класс стр.25, №7.)
– Ребята, давайте поможем Колобку.
– Откройте учебники.
– Посмотрите на числовой отрезок. Как получить число 10?
– Вспомним состав числа 10, который нам подскажут «колобочки»                     ( СЛАЙД №6).
2)Самостоятельная работа в тетради с опорой на СЛАЙД №6.
– Вы запомнили состав числа 10? Давайте проверим. Заполните самостоятельно окошечки. Проверяем по цепочке.  
– На примере с числом 10 вспомните взаимосвязь частей и целого (с устным комментарием).
3) Проверка самостоятельной работы по СЛАЙДУ №6.
4) Решение задач в стихах. (СЛАЙД №7.)
Колобок вперед бежит,
А на пне медведь сидит.
Колобка он увидал,
Облизнулся и сказал.
Будет мне обед! Удача!
Если не решишь задачу.

Задачки у медведя – ах!
Не простые, а в стихах!
- Ребята, поможем Колобку.
а)Четыре зайца шли из школы,
И вдруг на них напали пчёлы.
Два зайчика спаслись едва,
А сколько не успело? ...
Уч-ся: 2.
б)Три зелёные лягушки
Сидели на опушке.
Одна им подмигнула
И в озеро нырнула.
Сколько лягушек
осталось на опушке?
Уч-ся:  2.

  1. Сравнение чисел и выражений.  (СЛА)ЙД № 8)

Ой, Колобка лиса поймала  
Облизнулась и сказала:
«Съем тебя сейчас я,
Будет лисе счастье.

Но, если выполнишь заданья,
Я отсрочу наказанье.
Испытанье мне назначить разрешу,
И домой тебя живого отпущу».
- Если знаки поставим верно, Лисицу хитрую будем на смекалку испытывать! Договорились?

( Учащиеся стикулом расставляют знаки между числами и выражениями.)

6) Решение задач-смекалок. ( Слайд №9)
Колобок наш умным стал,
Лисе загадку он задал.
Тут лисе уж не схитрить,
Не смогла ее решить.
- Колобок укатился от Лисы. А вы, ребята, сможете решить задачки, нерешённые Лисой??
а)Семь рассерженных гусей,
Семь отчаянных друзей
Ходят-бродят: "Га-га-га!"
Тут хозяйка позвала их:
– Есть хотите?
– Да-да-да!
И пошли ватагой всей
Семь рассерженных гусей.
Семь гусей ушли кормиться
Сколько же осталось птицы?
(Нисколько.)


б)Слон на обед съел корзинку бананов,
Пару корзинок грибов со сметаной,
Яблок корзинку, корзинку галет.
Сколько корзинок он съел на обед?
(Ни одной, потому что корзины несъедобные.)

10. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
- Какое задание запомнилось больше всего?
- Как получили число 10?
11. Рефлексия  (СЛАЙД № 10)
(Дети по очереди выстраивают стикулом разноцветных колобочков на слайде и остаются у доски.)
– Вспомните сегодняшний урок. Если он принёс вам знания и поможет в дальнейшем и у вас хорошее настроение, возьмите зелёный колобочек;  если вам было трудно, многое не получалось, то возьмите  красный колобочек. Если не всё на уроке получалось, но вы надеетесь доучить состав числа 10, взаимосвязь целого и частей, то возьмите  жёлтый колобочек.
– Посмотрите, сколько зелёных колобочков! Думаю, что урок удался!
12. Награждение медалями «За спасение Колобка».
- За ударный труд – награда – медаль «За спасение Колобка»
13. Чтение стихотворения- прощания учащейся класса.
Мы на славу сегодня потрудились,
Многому на уроке научились.
Было интересно Колобка из беды выручать,
От голодных зверей беднягу спасать.
Теперь герои сказки поселятся у нас,
А если пожелаете, мы в гости ждём всех вас!



—айт учител¤ начальных классов © 2008 все права защищены