Сайт учителя начальной школы 9 Будниковой Тамары Викторовны г. Долгопрудный, Московская область, 08.08.2020
город Долгопрудный Московская область учитель начальных классов
Будникова Тамара Викторовна
АОУ средняя общеобразовательная школа №9
город Долгопрудный Московская область

Методическая копилка. Третий класс. МАТЕМАТИКА.

Тема урока: «ДЕЛЕНИЕ ВИДА 87 : 29»

Цели: познакомить учащихся с новым приемом внетабличного деления; закреплять ранее изученные случаи внетабличного умножения и деления; совершенствовать навык решения задач и уравнений.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
В устный счет на уроке включить задание «Расшифруй» (внизу страницы) и задание  на с. 18.
1. Задание «Расшифруй»
14 · 4     7 · 6     18 · 3     8 · 9    16 · 6    7 · 14    27 · 2    9 · 7     5 · 16

2. Между некоторыми цифрами 1 2 3 4 5, не переставляя их, поставьте знаки действий и, если нужно, скобки так, чтобы значение выражения стало равно: 1) 40; 2) 80.
III. Работа над новым материалом.
Рассуждение, лежащее в основе решения примеров указанных видов, по сути дела, аналогично тому, которое дети проводили ранее, когда искали ответ примера на табличное деление с помощью таблицы умножения (72 : 9 = 8, так как 9 · 8 = 72). Однако при делении двузначного числа на двузначное при подборе частного приходится каждый раз проверять, какое число получится при умножении делителя на предполагаемое частное, равно ли оно делимому (тогда частное найдено правильно) или меньше (больше) его (тогда надо попробовать другое число, которое соответственно больше или меньше проверявшегося).
Учитывая это, при подготовке к рассмотрению нового материала полезно включить в устные упражнения примеры на табличное деление (записанные на доске) и при их решении вспомнить приведенное выше рассуждение. Кроме того, полезно поупражнять детей во внетабличном умножении.
48 : 8 21 · 3
56 : 7 18 · 4
32 : 4 48 · 2
Объяснение можно дать на примерах таких видов:
84 : 42 (здесь проба числа 2 сразу дает нужный результат);
93 : 31 (если начинать пробовать с числа 2, то выяснится, что получилось 31 · 2 = 62, а 62 меньше, чем 93, и значит, число 2 не подходит, надо взять большее число. Пробуем 3. Тогда 31 · 3 = 93, значит, частное – 3.)
Затем дети должны прочитать в учебнике объяснение решения примера 87 : 29 и с комментированием выполнить задание № 1, а также с объяснением решить I и II столбики примеров № 2.
№ 1:
24 : 12
Учащиеся. Ищем частное способом подбора. Пробуем в частном 2 и проверяем.
12 · 2 = 24, 24 = 24, значит, 24 : 12 = 2.
№ 2: 
I столбик II столбик
48 : 24 = 2                                        75 : 25 = 3
32 : 16 = 2                                        64 : 32 = 2
88 : 11 = 8                                        85 : 17 = 5
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
IV. Работа над пройденным материалом.
1. Решение задач.
Задачу № 4 следует разобрать в классе. Здесь трудность может встретиться в постановке первого вопроса: «Сколько литров молока потребуется для изготовления 1 кг масла?».
После того как этот вопрос будет сформулирован и записано условие задачи, закончить решение дети смогут сами.

На 1 кг масла

(литров)

Масса масла

Масса молока

?л Одинаковое

2 кг

50 л


? кг

75 л


1) 50 : 2 = 25(л) молока на 1л масла
2)75 : 25 = 3(кг)
Ответ: 3кг масла получится.
Задачу № 5 дети выполняют самостоятельно с последующей проверкой.
Проверка № 5: 
1) 15 : 3 = 5 (б.) – с огурцами
2) 2 · 5 = 10 (кг)
О т в е т: 10 кг помидоров засолили.
2. Для самостоятельной работы предложить учащимся задания № 2 (III и IV столбики) и № 3.
V. Итоги урока.
Учитель. Ребята, что нового вы узнали на уроке?
Учитель. Каким способом мы их решали?
Учитель. Что повторяли сегодня на уроке?
Домашнее задание.


—айт учител¤ начальных классов © 2008 все права защищены