Сайт учителя начальной школы 9 Будниковой Тамары Викторовны г. Долгопрудный, Московская область, 08.08.2020
город Долгопрудный Московская область учитель начальных классов
Будникова Тамара Викторовна
АОУ средняя общеобразовательная школа №9
город Долгопрудный Московская область

Методическая копилка. Третий класс. МАТЕМАТИКА.

Тема урока: «Деление двузначного числа на однозначное»

Цели: познакомить учащихся со связью между числами при делении;совершенствовать навыки нахождения делимого и делителя; закреплять внетабличные случаи умножения и деления.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
Беритесь,ребята,скорей за работу,
Считайте,решайте,не сбейтесь со счёту.
5 х 11      55 + 40       95 - 5
90 - 30     6 х 10         27 + 45
Решите задачу: Гена нашёл 8 грибов,а Чебурашка в 2 раза больше.Сколько всего хороших грибов они насобирали,если половина всех грибов червивые?
III. Работа над новым материалом.
Знакомя со связью между числами при делении, можно использовать записи и рисунки в учебнике.
Ученики читают первый пример на деление: делимое 15, делитель 5, частное 3.
Объясняют по рисунку, как нашли частное. Затем, сравнив этот пример с примером на умножение, устанавливают связь:
– если делитель (5) умножить на частное (3), то получится делимое (15);
– если делимое (15) разделить на частное (3), то получится делитель (5).
Аналогично проводится работа с другим рисунком и записями, при этом каждый раз ученики формулируют частные выводы, а затем читают по учебнику общий вывод.
Если делитель умножить на частное, то получится делимое.
Если делимое разделить на частное, то получится делитель.
Для закрепления знания рассмотренной связи предложить задание № 1.
40 : 8 = 5                   27 : 9 = 3          56 : 7 = 8 … : … = …
8  5 = 40                    9 · 3 = 27          7 · 8 = 56 …………….
40 : 5 = 8                   27 : 3 = 9         56 : 8 = 7 …………….
Сначала ученики читают в первом столбике пример на деление, называя компоненты и результат, затем, сравнив с ним второй и третий примеры, объясняют, как они получены из первого.
По аналогии с примерами первого столбика ученики записывают другие тройки примеров, комментируя выполнение.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а 
IV. Работа над пройденным материалом.
1. Решение задач.
Задачу № 2 учитель разбирает вместе с детьми. Сначала дети должны поставить вопрос: «Сколько всего должна проползти гусеница?».
После этого делают краткую запись условия:
1/4 часть – 3 дм
Всего – ? дм
Далее дети решают задачу самостоятельно.
3 · 4 = 12 (дм)
О т в е т: 12 дм всего должна проползти гусеница.
Задачу № 3 учащиеся решают самостоятельно с последующей проверкой.
Кол-во за 1 час              Время работы                       Всего страниц
    ?стр.                                  4ч                                      28стр.
одинаковое                            3ч                                      ? стр.
2. Решение примеров. При выполнении задания № 4 ученики еще раз вспоминают приемы внетабличного деления двузначного числа на однозначное и дописывают с комментированием данные примеры.
96 : 3 = (90 + 6) : 3 = 90 : 3 + 6 : 3 = 30 + 2 = 32
Учащийся. Представлю число 96 в виде суммы разрядных слагаемых 90 и 6. Разделю каждое из этих слагаемых на 3, а затем полученные результаты сложу.
После этого задание № 5 учащиеся могут выполнить самостоятельно с последующей проверкой.
V. Итоги урока.
Учитель. Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?
Учитель. Что повторяли на уроке?
Домашнее задание.



—айт учител¤ начальных классов © 2008 все права защищены