Сайт учителя начальной школы 9 Будниковой Тамары Викторовны г. Долгопрудный, Московская область, 08.08.2020
город Долгопрудный Московская область учитель начальных классов
Будникова Тамара Викторовна
АОУ средняя общеобразовательная школа №9
город Долгопрудный Московская область

Методическая копилка. Первый класс. ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.

Тема урока: «Где живут белые медведи?».

Цель урока: 
Обучающая: Сформировать представление о разнообразии природы Земли; познакомить с холодными районами Земли, с животным миром этих районов; показать связь между природными условиями и животным миром.
Развивающая: Развивать познавательную активность детей, умение сравнивать, рассуждать, делать выводы.
Воспитывающая: Воспитывать коммуникативные компетенции в процессе работы в группе, в паре, интерес к географическим областям и животному миру Земли.
УУД: 
Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже знают и что ещё нужно узнать;
Познавательные: делать простейшие выводы о взаимосвязи между живой и неживой природой;
Личностные: уважительно относиться к мнению других ребят, формировать своё мнение
Коммуникативные: участвовать в диалоге со сверстниками; отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать речь других.
Планируемые достижения учащихся:
усвоить, что на Земле есть очень холодные районы - Северный Ледовитый океан и Антарктида; научиться находить их на глобусе и приводить примеры животных этих районов
Оборудование: учебник и рабочая тетрадь; иллюстрации с изображением животных (лиса, ёжик, рыбы, пингвин, белый медведь, корова) и мест их обитания  (лес, льды, коровник, водоём);глобус на каждой парте; демонстративный ряд иллюстраций с изображением неживой природы Севера; иллюстрации животных Южного и Северного полюса

Ход урока

Анализ

Учитель

Ученики

Оргмомент
Психологический настрой

Встало солнышко давно,                                      Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс,
Вновь урок у нас сейчас!
Ребята! Представьте, что на нас солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои лучики друг другу, улыбнитесь. С хорошим настроением мы начинаем урок.

 

ВВЕДЕНИЕ ЗНАНИЙ
а) Постановка учебной проблемы
Приём создания проблемной ситуации №2.Задание на столкновение противоречивых мнений.
Игра «Кто, где живёт»

На доске иллюстрации с изображением животных (лиса, ёжик, рыбы, пингвин, белый медведь, корова) и мест их обитания  (лес, льды, коровник, водоём).                                                                               - Расселите животных по месту их обитания.

 

Часть детей  расселили пингвина и белого медведя на одну льдину. 
Другие говорят о том, что пингвины и белые медведи не могут жить вместе (читали в книгах)

Побуждение к проблеме

-Задание было одно, а мнений несколько. Почему так получилось? Чего мы не знаем?

Не знаем, куда расселить пингвина и белого медведя.

Проблема

- Какой будет тема нашего урока?

(Учитель фиксирует тему на доске
«ГДЕ ЖИВУТ БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ?»)

Где живут белые медведи и пингвины?

б) Поиск решения

Чтобы поближе познакомиться с жизнью белых медведей, мы отправимся в экспедицию. А для этого нужно знать, куда мы отправляемся. На столах у вас стоят глобусы.

 

-  Скажите, какого цвета  макушка у глобуса?

Белая

- Если перевернуть глобус вместе с подставкой вверх ногами, то, что мы  увидим?

Белую шапку
Тоже белую макушку Белое

- Так обозначены два полюса – Северный и Южный. 
(Поместить картинку на доску)

 

- Как вы думаете, что обозначает белый цвет?

Цвет снега
Зиму
Снежинки

- Действительно, летом и зимой здесь всё бело от снега.
(Идёт мультимедийный  демонстративный ряд иллюстраций с изображением неживой природы Севера)

 

 

- Сейчас мы с вами отправимся туда и исследуем эти районы.

 

 -Как вы думаете, какая погода будет на полюсах?

Холодно

- Прежде, чем отправиться в путешествие нам нужно срочно вооружиться всем необходимым. Откройте рабочую тетрадь с.31 и выполните задание 1.
-Что из этих предметов нам понадобится для путешествия на Северный и Южный полюс? Обведите карандашом, то, что понадобится в путешествии.

Дети обводят шапку,
пуховик, варежки, лыжи, снегоход

 

-Ребята, как вы думаете, надо ли будет снимать тёплую одежду, если мы окажемся на Южном полюсе?

Нет, потому что там тоже холодно

Физминутка

Встаньте все около своих парт.
Руки в стороны – в полёт
Отправляем самолёт.
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд,
Раз, два, три, четыре,
Полетел наш самолёт.

 

Групповая форма работы с источником

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Итак, наше путешествие продолжается. Как приспосабливаются животные к таким суровым погодным условиям, мы узнаем, исследуя эти районы.  (Поместить на доску слово ИССЛЕДОВАНИЕ)
- Работать будем с текстом учебника. Вы будете внимательно читать текст про себя. После этого ответите на вопросы, доказывая своё мнение словами из текста. Помните, что работать надо дружно, прислушиваясь к мнению каждого члена группы.  
 Вопросы для первой группы:                Прочитайте текст на стр.8
1.Чем покрыта большая часть Северного Ледовитого океана?
2.Какой полюс расположен в этом районе?

Задание для второй группы:
Внимательно рассмотрите рисунок на стр.8. На них изображена жизнь на Северном полюсе. Расскажите о том, что увидели по плану:
1.Где вы побывали?
2.Что увидели вокруг?
3.Какие звери и птицы вам встретились?
Из числа предложенных животных выберите тех животных, которые обитают на Северном полюсе и разместите их на доске.
Вопросы для третьей группы:                Прочитайте текст на стр.9
1.Как называется один из холодных районов Земли?
2.Какой полюс расположен в этом районе?
Задание для четвёртой группы:
Внимательно рассмотрите рисунок на стр.9. На них изображена жизнь на Южном полюсе. Расскажите о том, что увидели по плану:
1.Где вы побывали?
2.Что увидели вокруг?
3.Какие звери и птицы вам встретились?
Из числа предложенных животных выберите тех животных, которые обитают на Южном полюсе и разместите их на доске.

Задание для пятой группы:
Представьте, что яблоко и апельсин – это маленькие модели Земли. Найдите на них Северный и Южный полюс.

 

 

Учащиеся получают задания для работы в группах:

Отчёт групп
1 группа рассказывает о Северном полюсе. В верхней части доски размещают названия СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС АРКТИКА
2 группа  дополняет рассказ о Северном полюсе,  рассказывают о животных Арктики. На доске появляются иллюстрации с изображением животных.
3 группа рассказывает о Южном полюсе. В нижней части доски размещают  названия ЮЖНЫЙ ПОЛЮС
АНТАРКТИДА

4 группа дополняет рассказ о Южном полюсе, рассказывают о животных Антарктиды. На доске появляются картинки с изображением животных.

 

5 группа показывает на «моделях» Северный полюс и Южный полюс.

Физминутка (под музыку из кинофильма «Кавказская пленница»)

 

Дети под музыку повторяют анимационные движения белого медведя.

ВОСПРОИЗВЕ-ДЕНИЕ ЗНАНИЙ
Самостоятельная работа с самопроверкой

- Проверим ваши знания с помощью игры «Да-Нет»
Я буду читать предложение, если согласны с тем, о чём говорится, то рисуете кружок, если вы не согласны, то рисуете треугольник.
- Арктика – это Северный полюс.
- В Арктике тёплая погода.
- Антарктида – это Южный полюс.
- Белые медведи живут в Арктике.
- Пингвины тоже живут в Арктике.

(Сравнивают ответы с эталоном)

Практическая работа в парах

- Чтобы узнать, как приспосабливаются белые медведи к суровым условиям, мы выполним аппликацию белого медведя.

 

(Демонстрируем раздаточный материал: мелко нарезанные  бумага, нитки и шерсть)
-Какой материал вы выберете для аппликации?

Шерсть

- Почему?

В такой шубе белому медведю не будет холодно

- Почему медведи белые?

Они живут среди снегов, и такая окраска помогает им слиться с их средой обитания
Выполняют аппликацию

Возврат к вопросу проблемной ситуации

- Можем ли мы поместить вместе медведя и пингвина на одну льдину? (обращается к картинкам, с которыми работали вначале урока)

Нет

Учитель размещает белого медведя на Северный полюс, а пингвина – на Южный полюс.

 

Итог урока

Наше путешествие завершилось.
- О каких холодных районах Земли мы узнали?

Северный полюс и Южный полюс

 

- Чем похожи эти районы?

Там всегда холодно

 

- Где живут белые медведи?

На Северном полюсе в Арктике

Домашнее задание

Нарисовать картинки на тему (по желанию):
«Мы на Северном полюсе»
«Мы на Южном полюсе»                                                или подготовить сообщение про пингвинов

 



—айт учител¤ начальных классов © 2008 все права защищены