Сайт учителя начальной школы 9 Будниковой Тамары Викторовны г. Долгопрудный, Московская область, 08.08.2020
город Долгопрудный Московская область учитель начальных классов
Будникова Тамара Викторовна
АОУ средняя общеобразовательная школа №9
город Долгопрудный Московская область

Методическая копилка. Первый класс. РУССКИЙ ЯЗЫК.

Тема урока: «ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ПИСЬМО ПРЯМОЙ С ЗАКРУГЛЕНИЕМ ВНИЗУ».

Цели: познакомить учащихся с гласными звуками «а», «о», «у», «э», «ы», «и»; дать понятие «гласный звук», развивать фонематический слух, прививать интерес к слову, развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: рисунок – домики для гласных, схемы-человечки, зеркало у каждого ребенка.
Ход урока
I. Организационный момент.
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья, за дело!
II. Повторение пройденного.
– Послушайте стихотворение-считалку. Догадайтесь, о каких животных в нем упоминается.
Кучер сел на облучок.
Мчит коляска: цок-цок-цок!
Но в коляске без опаски
Можно ехать только в сказке.
Услыхав «ку-ка-ре-ку!»,
Конь споткнулся на скаку.
Полетели кувырком
Тарантайка с седоком.
– Какие звуки помогли догадаться, что в считалке говорится о коне и курице? Запишите слова – названия животных с помощью схем.
– Как называются звуки, которые издают животные? (Неречевые.)
III. Изучение нового материала.
– Можно ли из неречевых звуков  построить слова? Из  каких  можно? (Дети затрудняются ответить.) Нам предстоит сегодня узнать, из каких звуков «строятся» слова.
– Послушайте стихотворение.
Ой-да,
ой-да,
ой-да, ух!
Я лечу,
лечу,
как пух!
Вот сбежалась детвора:
– Ты качался – нам пора!
Вверх,
вниз!
Вверх, вниз!
Прямо к облаку несись!
Ой-да,
ой-да,
ой-да, ух!
Аж захватывает дух!
                      Л. Квитко. Качели
– Как бы вы назвали стихотворение? Почему?
– Кто любит кататься на качелях?
– Можно ли самому сделать качели? Как? Из чего?
· Работа по учебнику.
– Откройте «Букварь» на с. 24.
– Приходилось ли вам видеть подобную картину? Выразите свое отношение к этому событию.
– Давайте озвучим картинку.
– Какие звуки издает мальчик? (Эге-гей! Ух! Ох!)
– Какие звуки издают девочки? (Ой! Ай-яй-яй!)
– Выделите первый звук в каждом слове. (Э, у, о, а.)
– Эти звуки называются гласными от слова «глас» – голос, то есть они голосовые.
Гласные очень похожи на музыкальные тоны, их можно как угодно громко и долго петь.
Ааааааааааа! Ооооооооооо! Ууууууууууу!


Гласные звуки мы будем изображать с помощью схем-человечков. Найдите их внизу на с. 24.
– Подумайте, почему нарисованы шесть схем-человечков? (6 гласных звуков.)
На доску вывешивается изображение домика:
У учителя заготовлены схемы: человечки, у каждого ученика на парте зеркальце.

1

Гласные звуки приглашают нас в гости. Они живут в этом домике. На первом этаже живет звук [а]. Произнесите этот звук и посмотрите в зеркальце. Как раскрывается рот при произнесении этого звука? (Чтобы произнести звук [а], надо широко раскрыть рот.)
– Назовите слова, которые начинаются с гласного «а».
На втором этаже живут сразу два звука: [о], [э]. Чтобы произнести звук [о], нужно раздвинуть челюсти, а углы губ сблизить: [о]. Рот принимает форму того самого кружка, посредством которого изображается звук [о]. (Дети смотрят в зеркальце на свою артикуляцию.)
И еще один звук: [э]. Он образуется почти так же, как звук [а], только надо не так широко раскрывать рот.
– Назовите слова с этими звуками.
На третьем этаже живут звуки: [и], [у], [ы]. Чтобы произнести звук [и], надо сблизить челюсти, а уголки губ оттянуть к ушам.
– Придумайте слова с [и].
Чтобы произнести звук [у], нужно приблизить нижние зубы к верхним, не стискивая их, а губы вытянуть и тоже сблизить, но так, чтобы они не были плотно сжаты: [у]. Ваши губы при этом вытягиваются, как будто вы гримасничаете. Вот почему, если вы пожелаете в насмешку над кем-нибудь состроить рожу, вам стоит только сказать [у].
– Придумайте слова с [у].
А если вы хотите глупо ухмыльнуться, скажите [ы].
– Повторите, какие звуки живут на каждом этаже.
· Игра в парах «Узнай звук по губам».
Один ученик как бы произносит звук, вытягивая губы. Другой ученик должен догадаться, что это за звук.
· Работа по таблице «Гласные звуки» (домик).
2
– Произнесите гласные звуки еще раз. (Учитель показывает указкой на этажи домика. Дети произносят звуки.)
· Работа в Прописи.
– Послушайте стихотворение А. Шибаева:
Барашки!
Барашки!
Барашки на речке!
– Какие барашки? –
Сказали овечки.
– Какие барашки?
Ну где они, где?
Барашки
Не могут
Ходить по воде!
Но пенятся,
Пенятся
Волны-кудряшки:
На речке
Барашки!
Барашки!
Барашки!
– О каких барашках говорится в стихотворении?
– Почему разные объекты природы названы одним словом? Что у них общего?
– Если знаете, приведите примеры таких слов.
(Подъемный кран, кран для воды; ручка шариковая, ручка ребенка, ручка двери и т. п.)
– Догадайтесь, о ком говорится в загадках. Объясните ответ.
В тихую погоду
Нет нас нигде.
Ветер подует –
Бежим по воде.
                               (Волны.)
По горам, по долам
Ходят шуба да кафтан.
                               (Овца, баран.)
На дорожку вышли рожки.
Вы не будете бодать?
Я потрогал их немножко –
Рожки спрятались опять.
         (Улитка.)
– Рассмотрите картинку в Прописи и составьте предложения.
– Составьте предложения по схемам:
3 _____ .  (Солнышко светит.)
4 _____  _____ .  (Ярко светит солнышко.)
5 __  _____  _____ .  (Улитка и овечка рады.)
– Назовите предметы живой природы.
– Сколько гласных звуков в слове? Какие?
– Назовите предметы неживой природы.
– Сколько гласных звуков в слове? Какие?
Посмотрите на плакат «Правильно сиди при письме». Он будет напоминать нам, как нужно сидеть за партой для того, чтобы сохранить здоровье (правильную осанку и зрение).
– Назовите знакомые элементы. (Круг, крючок, овал, прямая.)
– Обведите элементы по контуру на картинке.
– Заштрихуйте рисунки разными цветами. (Самостоятельное письмо, с. 18.)

6Физкультминутка
Солнце глянуло в окно,
Время отдохнуть пришло.
Надо всем нам дружно встать.
Раз присесть, достать до пятки
И плечами покачать,
А затем, как на зарядке,
Прямо и красиво встать.
Руки вытянуть пошире
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Физминутка как зарядка.
(Дети выполняют движения за учителем по содержанию текста.)
· Работа по учебнику.
– Отгадайте загадку.
На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
                              (Волк.)
– Запишите слово – название животного с помощью схемы.
( __________ )
– Назовите гласные в этом слове.
– Сколько их? (Один гласный звук [о].)
– Назовите место звука в слове. (В середине слова.)
– Обозначим на схеме гласный звук красным кружком: 
( __________ )
7

– Прочитайте слово по схеме. (Волк.)
– Почему так говорят: «Волк в овечьей шкуре»? (Речь идет о нехорошем, лживом человеке, который всячески пытается скрыть свои дурные намерения и показать себя добрым.)
· Игра.
(К доске прикреплены картинки и схемы слов из учебника – в один столбик.)
– Соедините картинку и схему. Объясните. (В этих словах разное количество гласных звуков.)
– Подберите другие слова к предложенным схемам.
Вывод: в словах могут быть один или более гласных звуков.
– Распределите данные слова по группам.
– Сколько групп получилось? (3 группы: слова, в которых один гласный звук; два гласных звука; три гласных звука.)
– Как по-другому можно распределить слова? (Дети предлагают другие группы.)
– Назовите слова первой группы. (Волк, лиса, рыба, рак.)
– Как назовем эту группу слов? (Животные.)
– Назовите слова второй группы. (Книга.)
– Подберите слова, которые дополнили бы эту группу. (Газета, журнал.)
– Как назовем эту группу? (Печатные издания.)
– Назовите слова третьей группы. (Лук, лимон – это растения.)
– Четвертая группа? (Машинка, пирамидка – игрушки.)
· Работа в Прописи.
– Рассмотрите задание.
– Подберите слова в группу, где первое слово «якорь».
– Где можно увидеть якорь? Зачем он нужен?
– Дайте название этой группе слов. (Море.)
– Начинаем писать сверху вниз. Ведем наклонную линию с закруглением внизу вправо.
– Обведите по контуру элемент на первой строчке.
– Посмотрите на вторую строку. Что заметили?
– Выполните самостоятельно.
– Рассмотрите третью и четвертую строки. Чем отличаются элементы? (Закругление внизу влево.)
– Обведите по контуру элементы.
На доске:
– Дорисуйте предмет. (Крючок, зонтик, овал и др.)
– Дорисуйте в Прописи зонтики.
Самостоятельная работа – II половина, с. 19.
(Дети выполняют работу под счет учителя.)
Облако, облако,
Шерстка колечками,
Очень ты, облако,
Схоже с овечками.
                  В. Лунин
– Заштрихуйте облака синим карандашом в разных направлениях.
IV. Итог урока.
– Назовите гласные звуки, с которыми познакомились. Вам поможет домик гласных звуков.
– Сколько гласных звуков в русском языке? (Шесть.)
– Когда образуются гласные звуки, воздух проходит свободно, без препятствий. В этом легко убедиться.
(Учитель кладет на тупой конец карандаша маленькую, согнутую в виде буквы Г бумажку; подносит карандаш ко рту на расстояние 7–10 см и произносит гласные [а], [о]. Бумажка не шелохнется.)
– Проделайте этот опыт дома сами.
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовет,
Звук получается гласный.
· Игра «Не ошибись!»
Учитель называет гласный звук, дети придумывают слова, в которых этот гласный звук стоит в начале; в середине; в конце слова.
– Можно ли утверждать, что слова состоят только из гласных звуков?
– Значит, нас ждут новые открытия, новые знания. И если б мы не потрудились, То ничему б не научились, Сегодня очень вы старались, И вот – заданий не осталось.



—айт учител¤ начальных классов © 2008 все права защищены