Сайт учителя начальной школы 9 Будниковой Тамары Викторовны г. Долгопрудный, Московская область, 08.08.2020
город Долгопрудный Московская область учитель начальных классов
Будникова Тамара Викторовна
АОУ средняя общеобразовательная школа №9
город Долгопрудный Московская область

Методическая копилка. Четвертый класс. ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.

Тема урока: «Жизнь пресного водоема»

Цель урока: сформировать представление обучающихся о пресном водоеме, как о природном сообществе.
Задачи урока:   
- на основе имеющегося жизненного опыта расширять и углублять знания о разнообразии обитателей водоема;  
- развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через содержание текстов о природе и практическую работу по составлению выступления;
- развивать наблюдательность, умение анализировать, делать выводы;
- воспитывать  умения коллективного планирования в группе,                       взаимопомощи в решении общих задач, ответственность за собственный и коллективный результат;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе, соблюдая правила поведения человека в природе;
- формировать общеучебные умения и навыки (умение работать с текстом, дополнительной литературой, вести поиск нужной информации, владение устной речью);
Тип урока: получение новых знаний
Оборудование:
1) учебник (Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 4 класс. Ч. 1. – М.; Просвещение, 2008);
2) мультимедийный проектор, экран, персональный компьютер, презентация по теме «Жизнь пресного водоема»;
3) картинки «цепи питания», карточки - «помогайки».

Ход урока:
Организация (1-2 мин)
Цель: включить обучающихся в деятельность на личностно – значимом уровне.
Учитель: Сегодня мы будем работать в группах. Какие правила в группе необходимо соблюдать? (ответы детей)
Учитель: Давайте, соединим руки и скажем наш девиз: «Я желаю всем успеха, я буду всем помогать, у нас все получится!» (Слайд 1)
Актуализация знаний. Повторение изученного (5 -7 мин)
Цель: повторить изученный материал для открытия нового знания.
Учитель: Над какой темой мы работали на предыдущем уроке?
(«Луг - природное сообщество».)
1) Какое задание выполняли дома? (читали текст в учебнике, по желанию готовили сообщения – страничку для Красной книги о редких обитателях луга нашего края, входящих в проект «Красная книга нашего края»).
Выслушиваются  сообщения детей о новых страницах Красной книги Саратовской области.
2) Предлагаю  по группам  составить пищевую цепочку луга.
Раздаются конверты. Проверка работ коллективная.
Постановка учебной цели (1-2 мин)
Цель: обсудить затруднения, возникшие при повторении пройденного, проговорить тему и цель урока.
Учитель: Почему вы не использовали все имеющиеся  карточки? (Не знаем этих обитателей, не живут на лугу.)
А вы можете предположить, где обитают эти существа? (в водоеме) Что  относится к водоемам? А какая вода в таком водоеме? (пресная)
На какие вопросы мы сегодня должны найти ответы? (узнать названия этих обитателей, как они живут)
Как будет звучать тема урока? («Жизнь пресного водоема».) Прочитайте тему нашего урока в учебнике и на слайде. (Слайд 2)
Физминутка
Открытие нового знания (7-10 мин)
Цель: решить  учебную задачу урока
Учитель: Где можно узнать ответы на возникшие вопросы? (В учебнике, в энциклопедии, в Интернете). По каким трем направлениям мы исследуем географические объекты? (Исследовать растения, животных, экологию.) (Слайд 3)
Лидер группы вытягивает карточку названия своей научной группы и ставит в  центре стола. Выдаются карточки - «помогайки» с планом выступлений. Обучающиеся самостоятельно работают, используя учебники, энциклопедии, фотографии, открытки и т. д. Учитель оказывает необходимую помощь.
Первичное закрепление (10 -12 мин)
Цель: воспроизвести  новые  знания
Учитель: Пора поделиться знаниями.
Группа 1 биологов рассказывают поочередно о том, что узнали о растениях  пресного водоема.
Группа 2 зоологов рассказывают поочередно о жителях пресного водоема.
Группа 3 экологов рассказывают поочередно о том, что они узнали о вмешательстве человека в жизнь водоема. Экологи знакомят с памяткой «Как вести себя у водоема», составленной группой.
Учитель дополняет сведения детей, используя слайды. Остальные дети могут внести добавления к рассказам товарищей. (Слайды 4 – 9)
Физминутка
Вторичное закрепление(3-4 мин)
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он теперь знает и  умеет.
Учитель: Вспомните вопросы, возникшие в начале урока (должны были узнать, что растет, кто живет в пресном  водоеме, а также как живут обитатели водоема).
Мы нашли ответы на эти вопросы? Теперь попробуем построить цепи питания из оставшихся карточек.
Каждая группа составляет одну цепь питания. Проверка коллективна.я
Кто не согласен? У кого есть вопросы?
Где могут пригодиться сегодняшние знания?
Учитель: Молодцы, вы прекрасно справились с заданием.
Рефлексия деятельности (3 мин)
Цель: осознать  обучающимися свою учебную деятельность, дать самооценку результатов деятельности группы.
Учитель: Подведем итог урока. Что мы сегодня исследовали? (пресный водоем) Можем ли мы водоем назвать природным сообществом? Почему? Что очень важно для любого природного сообщества? (Слайды 10, 11, 12)
Оцените свою работу в группе.
Домашнее задание
Цель: применить полученные знания на практике.
Учитель: Как вы думаете, все ли мы узнали о жизни пресноводного водоема? Вы бы хотели узнать больше? Откуда можно получить эти сведения? Нужно ли нам знать о водных обитателях, которых осталось мало в нашей области?
Вы можете закрепить и  расширить  свои знания, выполнив задания учебника на стр. 191-200, подготовив очередную страничку для Красной книги нашей области (По желанию.)
Урок закончен. Всем спасибо.

Приложение

 

Карточка – «помогайка»

1. Как называется исследуемый объект
2. Познакомься с растительным миром объекта
3. Узнай о животном мире объекта
4. Расскажите об экологических связях, существующих  внутри объекта. Какие экологические проблемы возникают? Как деятельность человека влияет на существование исследуемого объекта?

 

 

Правила работы в группе

1. Работать сообща.
2. Уметь выслушать друг друга.
3. Слушать других, не перебивая, внимательно.
4. Уметь распределить обязанности между собой, долю работы каждого.
5. Уметь договориться, помочь друг другу.



—айт учител¤ начальных классов © 2008 все права защищены