Сайт учителя начальной школы 9 Будниковой Тамары Викторовны г. Долгопрудный, Московская область, 08.08.2020
город Долгопрудный Московская область учитель начальных классов
Будникова Тамара Викторовна
АОУ средняя общеобразовательная школа №9
город Долгопрудный Московская область

Методическая копилка. Четвертый класс. РУССКИЙ ЯЗЫК.

Тема урока: «Как определить спряжение глагола, если окончание безударное»

Цель: Научить определять спряжение глагола с безударным личным окончанием.
(активизация познавательной и творческой деятельности учащихся на уроке русского языка ; урок освоения новых знаний).

 

Задачи:

  1. Систематизация знаний и умений (побуждающий диалог, проблемный диалог).
  2. Развивать виды речевой деятельности (чтение, письмо, слушание).
  3. Продолжать развитие учебной самостоятельности школьников на основе постановки учебной задачи  и организации проблемной деятельности (постановка вопроса, самостоятельный поиск  правильного ответа, выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка).
  4. Продолжать формировать орфографические умения и пунктуационные навыки  учащихся.
  5. Тренировать способность правильно определять спряжение глагола с безударными личными окончаниями.
  6. Актуализация ЗУНов по теме.
  7. Продолжать развивать логическое мышление, культуру речи учащихся, слуховую и зрительную память (умение  внимательно  слушать учителя и одноклассников, запоминать и воспроизводить увиденный, прочитанный учебный материал).
  8. Диалектически анализировать.
  9. Выделять главное и существенное.
  10. Развивать устную и письменную речь учащихся ,  литературно-творческие способности.
  11. Развивать умение работать самостоятельно и в парах.  
  12. Воспитывать уважение  к живому русскому слову как наследию, которое досталось от наших предков.
  13. Развивать умение самооценки.
  14.  Продолжать формирование УУД (личностных, познавательных, регулятивных).

 

Оборудование:

 Для учителя: учебник  «Русский язык»  4 класс , 2 часть, авторы:            Р.Н.Бунеев,  Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, компьютер, мультимедийное оборудование, алгоритмы на компьютере(как определить спряжение у глаголов с ударными и безударными личными окончаниями).

Для учащихся: Учебник «Русский язык» 4 класс, 2 часть, авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, учебная рабочая тетрадь, карточки с текстом, карточки  1и 2 спряжения, карточки зелёного и красного цвета (правильный и неправильный ответ), маркеры.
ХОД УРОКА:

 

Деятельность  учителя

Деятельность  учащихся

  1. Орг. момент.

Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом, радости открытия нового.

 

  1. Актуализация имеющихся необходимых знаний.

Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты.
- Послушайте и догадайтесь, о какой части речи пойдёт разговор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Давайте подумаем, в какой части глагола можно допустить ошибку.
- Да можно, но мы знаем приставки, повторяли их,  знаем как они пишутся.
- Где ещё при написании глагола можем допустить ошибку?
- Умеем проверять. Знаем правило?
-А где ещё можно допустить ошибку?

- А что мы можем сказать о личных окончаниях глагола?
- Что мы изучали на прошлом уроке?
- Мы могли при написании личных ударных окончаниях глагола ошибиться?
- А при написании безударных личных окончаниях глагола, можем допустить ошибку, как вы думаете?

3.Введение в тему урока.
-Мы начинаем изучать большую тему на правописание безударных личных окончаний глаголов.
- Так вот сегодня тема нашего урока:
«Определение спряжения по безударным личным окончаниям глагола».
-Сегодня на уроке вы узнаете отчего зависит правописание безударных личных окончаний глагола.

4. Работа над словами.
-С какой частью речи связан глагол чаще всего?
-На доске написаны слова. Какая это часть речи?
-Списать в тетрадь слова, вставить пропущенные орфограммы, поставить ударение  и подобрать к ним однокоренные глаголы в неопределённой форме.
 



С..ч..нение – сочинять
Ж..лтизна – ж..лтеть
Ф..нтазия – фантазировать
Р..шение – решать.
М..лчун – молчать.
(даю 1 минуту, вызываю ученика к доске, проверка сигнальными карточками.)
- Какое существительное здесь лишнее?
- От глагола «молчать» образуйте три формы времени глагола. (Ученики пишут в тетрадях 1 минуту. Затем вызываю  ученика и он пишет три формы времени глагола на доске):
н.вр.       пр. вр.      буд. вр.
Молчит, молчал, будет молчать.
-Глагол настоящего времени «молчит» разберите по составу.
(ученик разбирает по составу глагол, затем проверяем с помощью сигнальных карточек).
-Что вы можете сказать про личное окончание глагола «молчит».
- Можем ли мы ошибиться при написании ударного личного  окончания глагола?
- Что мы можем сказать об этом глаголе?

 

 

- Что можно определить у глагола «молчит»?

-Хочу проверить, как вы можете определить спряжение глагола, если его окончание ударное.
( Дети отвечают, на экране высвечивается пошаговый алгоритм).

  1.  Ударение
  2. Выделить окончание.
  3. -Е- , ут  ют-  I спр.

  1. -И- , ат  ят-  II спр.

5. Физкультминутка.
Мы спряжения к глаголу подбирали
И немножечко устали
Потихоньку дружно встали
И движенья показали.

-Как живёшь?                                 - Вот так! (Дети       поднимают большой палец)
-Как идёшь?                                    - Вот так!    (Шаги на месте и т.д.)
-Как бежишь?                                 - Вот так!
-Как летишь?                                  - Вот так!
-Как плывёшь?                                - Вот так!
-Как сидишь?                                  - Вот так!
- В какой форме употреблены глаголы в физкультминутке?

6.Постановка учебной проблемы.
Работа в группах сменного состава.
-Разделитесь на группы по 4-5 человек для следующего задания. Каждая группа получает лист, где записаны глаголы. Надо определить, какую гласную надо написать в личном окончании глагола и определить спряжение.
(Дети работают в группах, затем по 1 человеку от группы выходят к доске, прикрепляют лист к доске и объясняют.)
1-группа:
Молч-т, беж-т, сп-т, благодар-т, гуд-т, тон-т.
2-группа:
Отвез-т, пыхт-т, дополз-т, греб-м, цвет-т, гре-т.
3-группа:
Подойд-т, пас-т, навест-т, размест-т, раст-т, игра-т.
4-группа:
Уйд-м, возьм-т, говор-м, ед-м, ль-т, взлета-т.
5-группа:
Крич-т, лет-шь, пищ-т, трещ-т, свист-т, смаж-т.
-У нас у каждой группы остался один глагол, где не могли определить спряжение и какую гласную надо написать в личном окончании глагола.

7. Проблема.
- В чём причина затруднения?

-А кто может предложить, что нам делать, как определить спряжение? Где мы можем найти подсказку?
(Предположение детей. Если дети не могут вывести правило, то учитель подсказывает).

-Откройте учебник на странице 72. Найдите правило, как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями. Прочитайте его и ответьте на вопросы:
-Что зависит от спряжения глаголов?
Как узнать спряжение глагола, если окончание безударное?
-А теперь составим алгоритм действия, чтобы определить спряжение глагола с безударными личными окончаниями.
(Дети читают, затем составляют алгоритм, а на экране высвечивается каждый шаг).


-Проверим, правильно ли мы составили алгоритм.
-Откройте учебник на странице 124. Как учебник советует составить алгоритм определения спряжения безударных личных окончаний глагола. Правильно ли мы с вами составили алгоритм?

 

8. Работа с учебником.
Упражнение №257.
( Учитель вызывает по 1 ученику к доске,  тот записывает на доске словосочетания и объясняет  какого  спряжения глагол ,работая по алгоритму.).
l              l                               ll
-Брат болеет, слушает музыку, он спорит,
ll
давно дружим.

9. Игра «Кто самый внимательный».
(Учитель читает глаголы, а ученики определяют спряжение и поднимают карточки).
Благодарим, мешаем, сотрёшь, привезут, читаем, рисуете, носят, злить.

10. Подведение итогов.
-Что вы узнали сегодня на уроке?
-Как определить спряжение глаголов  с безударными личными окончаниями по неопределённой форме глагола?
-Зачем нужно узнавать спряжение глагола?

10. Рефлексия деятельности.
-Что помогло вам лучше разобраться в новой теме?
- Что для каждого из вас было интересным на уроке?
-Чья работа  на уроке заслуживает высокой оценки?
-А кому надо быть поактивнее?

11. Домашнее задание.
- Выучить правило на странице 72.
-Страница 94 упр.1

 

 

 

 

(Выходят 2 ученика и ведут диалог).
1уч.- Что вы любите больше всего?
2уч. – Люблю действовать.
1уч.- Что больше всего не любите?
2уч.- Не люблю предлоги и известную всем частицу.
1уч.- А есть ли у вас постоянные признаки?
2уч.- Да, есть – это спряжение.
1уч.- А как называется начальная форма?
2уч.- Неопределённая форма.
1уч.- Догадались какая часть речи. Давайте, скажем все вместе…
Ученики: Глагол!
1уч. – Что вы пожелаете ребятам?
2уч.- Чтобы русский все ребята
На «пятёрку» знали.
На письме и в разговоре
Нас употребляли.

 

 

-Можем допустить ошибку в написании приставки.
.

-  В корне слова: безударная гласная или парная согласная - Да.
- При написании личных окончаниях глагола.
-Бывают ударные и безударные.

-Мы изучали ударные окончания глаголов.
-Нет.
- Можем.

 

 

 

 

 

 

 

-С существительным.
-Существительное.

 

 

 

 

 

 

- «Молчун». Можно проверить безударную гласную- «молча».

 

 

 

 

- Оно ударное.

-Нет.

Ударение поможет при написании ударного личного окончания глагола. Как слышим, так и пишем.

- Время, число, спряжение.
(ученик отвечает).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- 2 л., ед.ч.

 

 

 

 

При проверке дети работают с сигнальными карточками.

 

 

 

 

 

 

 

-Глаголы имеют безударные личные окончания.

-В учебнике.

 

 

 

 

- От спряжения глагола зависит правильное написание безударных личных окончаний глагола.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети читают, проверяют, после чего сопоставляют с алгоритмом в учебнике. Делают вывод.



—айт учител¤ начальных классов © 2008 все права защищены