Сайт учителя начальной школы 9 Будниковой Тамары Викторовны г. Долгопрудный, Московская область, 08.08.2020
город Долгопрудный Московская область учитель начальных классов
Будникова Тамара Викторовна
АОУ средняя общеобразовательная школа №9
город Долгопрудный Московская область

Методическая копилка. Второй класс. ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.

Тема урока: «Какой бывает транспорт?»

Цели:
 обучающие – познакомить с группами транспорта, формировать представление о назначении транспорта, учить высказывать своё мнение, учить обобщать, анализировать, повторить процесс создания книги, шерстяных вещей и посуды, повторить профессии людей.
 развивающие – развивать интерес к технике, продолжить работу по развитию памяти, логического мышления, совершенствовать устную речь учащихся, совершенствовать умение работать с текстом учебника.
 воспитательные – воспитывать любознательность, интерес к работе,   воспитывать бережное отношение к книге.
Оборудование: презентация видов транспорта ( транспорт прошлого и настоящего) таблицы с изображением изделий из глины, шерсти, сигнальные карточки.
Учебник «Окружающий мир» 2 класс А.А. Плешаков
Рабочая тетрадь по «Окружающему миру» 2 класс А.А.Плешаков    
Ход урока:
1.Оргмомент. Постановка темы и целей урока.
2. Проверка домашнего задания.
- Сегодня мы отправимся в путешествие, но должны проверить все ли готовы к нему. Открываем учебники. Что было задано к уроку? ( с. 104-105)
Ответы детей.
- Я буду показывать предметы и говорить из чего сделаны, а вы показываете сигнальные карточки. (правильно –зелёный, не правильно –красный)
- Посуда сделана из металла.
- Варежки из ткани.
- Книга из бумаги.
- Кирпич сделан из глины.
-А из чего же сделаны толстые стены Московского Кремля? (показ картинки)
- Как же глину превращают в красивые изделия? (показ картинки посуды)
Рассказ детей. (с.105)
(На доске таблички)
гончар
гончарный круг
художник
- Как же рождается книга? ( с.106). Рассказ детей.
(На доске таблички)
деревоперерабатывающий комбинат
печатник
иллюстратор
переплётчик
продавец
-Как же делают шерстяные вещи? (с. 107) Рассказ детей.
(На доске )
прядильщица
ткачиха
закройщик
швея
3. а)  - Теперь я вижу, что все готовы к путешествию.
-Кто любит путешествовать?
-Где вы бывали? Как вы добирались? (Показ слайда №1)
Дети рассказывают на каких видах транспорта они путешествовали.
- Будем путешествовать на всех видах транспорта!
Полетели на самолёте.
Физкультминутка.
Мы трудились очень много
     Отправляемся в дорогу.
     Побываем тут и там,
     Поглядим по сторонам.
     Солнце вышло из-за тучки
     Мы протянем к нему ручки.
Руки в стороны потом мы пошире разведём.
б) - Что это за слово –ТРАНСПОРТ? Откуда оно пришло?
- Транспорт возник с древнейших времён.В переводе с греческого языка   «перемещать».  Он был примитивный: выдолбленные стволы дерева, челноки.   Люди обменивались тканями, хлебом и другими товарами. Разгружали такие суда   люди с утра до вечера, ведь в те времена не было кранов.
Об этом подробно вы узнаете на уроках истории.
Работа в учебнике. (с.116 «Как человек научился плавать») (показ слайда №2)
( читать со слов «Жители далёкого Севера…   )
    Корабли такими были,
Как игрушечные плыли.
Плыли месяц, плыли год...
Появился пароход!
А сегодня в океаны
Выплывают великаны.
Удивляет белый свет
Быстрота морских ракет.
(показ слайда №3)
-Где передвигается этот вид транспорта?
Д. По воде.
- Это ВОДНЫЙ вид транспорта.
На доске табличка.
-Все эти средства передвижения служат для перевозки. Что же они перевозят?
Д.Транспорт служит для перевозки людей и грузов.
-Он называется пассажирский и грузовой, специальный.
Рассказ о ледоколе. (слайд №3)
-Надо знать что есть ещё личный вид транспорта.
Полетели на водной ракете.
В далёком прошлом люди  ходили  пешком  из одного поселения в другое на большие расстояния. Первые транспортные средства –телега, сани. Затем появились кареты. Карета – это крытая телега. Предназначалась для перевозки людей, причём богатых. Это был личный транспорт, а не общественный, которым пользуется большинство людей. (показ слайда№4)
– В конце ХIХ века появились первые автомобили.( 200 лет назад).
Люди ездили по свету,
Усадив себя в карету.
Но пришел двадцатый век –
Сел в машину человек.
Тут пошло такое дело!
В городах затарахтело.
Шум моторов, шорох шин –
Мчатся тысячи машин.
(слайд №5)
-Где передвигается  этот вид транспорта?
Д. На земле.
Это НАЗЕМНЫЙ транспорт. На доске табличка.
Автомобилей на земном шаре уже более миллиарда. Число автомобилей будет продолжать расти довольно быстро. Назовите пассажирский и грузовой вид транспорта.
В)Одним из первых видов общественного транспорта была КОНКА. Конка – это  небольшой вагончик, который двигается по рельсам, а везут его лошади.
( показ слайда № 6).
Вместе с конкой возникла железная дорога, по которой ходили паровозы и теплоходы.

   В паровые тихоходы
Забирались пешеходы,
И могли они в пути
На ходу легко сойти.

-Но со временем усовершенствовались и превратились в поезда и электровозы.(слайд№6).
Отправляемся на поезде.
Чух-чух, чух-чух,
    Мчится поезд во весь дух.
Паровоз пыхтит ,
-Тороплюсь! – гудит. Тороплюсь, тороплюсь, тороплю –у –сь!
г) - Все это было хорошо, но люди еще с древних времен мечтали летать, как птицы. Одним из таких был юноша Икар.
Он очень любил наблюдать за птицами. Однажды Икар решил сделать крылья, как у птиц. Он собрал перья и соединил их с помощью воска. Икар взобрался на высокую гору и, надев крылья, взлетел. Он парил высоко-высоко. Ему было хорошо, и он забыл, что подниматься высоко к солнцу опасно. Воск растаял, и крылья рассыпались, Икар упал и разбился. Такую легенду сложили люди в Древней Греции.
Но люди продолжали мечтать. В ХVIII веке была еще одна попытка совершить полет, но уже на воздушном шаре.
Работа с учебником. (с.117) (Веками мечтали… Двести с лишним лет…(читает учитель)
(показ слайда№7)

   Лишь одним ветрам послушным,
Поднимался шар воздушный.
Человек умел мечтать,
Человек хотел летать!
Миновал за годом год –
Появился самолет!

-Самолёт АН-2, созданный для сельского хозяйства, хорошо взлетает и садится.
Самолёт АН 14 («Пчёлка»)  способен взлетать и садится на очень маленьких площадях.
Вертолёт взлетает вверх  без разбега и совершает вертикальную посадку, неподвижно висит над одним местом, допуская поворот вокруг себя в любую сторону.
-Где передвигается этот вид транспорта?
Д. По воздуху.
-Это ВОЗДУШНЫЙ вид транспорта. Он может быть пассажирский и грузовой.. специальный. На доске табличка.
Полетели на самолёте.
д) -Про какой вид  мы забыли? Посмотрите на стр. 114 (первая схема)
Д.  –ПОДЗЕМНЫЙ. (Показ слайда № 8)
На доске схема:      
1234                                              ТРАНСПОРТ
          ВОДНЫЙ      НАЗЕМНЫЙ        ВОЗДУШНЫЙ          ПОДЗЕМНЫЙ        
-Какую помощь человеку может оказать транспорт?
Ответы детей.
-Это СПЕЦИАЛЬНЫЙ транспорт.
(показ слайда № 9) Какие номера телефонов набирают, чтобы  вызвать  такой транспорт?
Ещё есть виды специального транспорта. Показ слайда № 10.
Давайте на самолёте вернёмся домой. Полетели.
е) Работа в тетрадях. задание: раскрась кружок разным цветом: наземный, водный, воздушный, подземный транспорт и отметь буквами пассажирский, грузовой. специальный.
- Чтобы вернуться нам домой отгадаем загадки:
1. Летит сова,
Крыльями не шевелит,
А шумит.     (самолёт)
2. Не летает, не жужжит –
Жук по улице бежит,
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька. (автомобиль)
3. Многолюден, шумен, молод
Под землей грохочет город.
А дома с народом тут
Вдоль по улице бегут. (метро)
Давайте на самолёте вернёмся домой. Полетели.
Подведение итогов. Выставление оценок.
Урок окончен.



—айт учител¤ начальных классов © 2008 все права защищены