Сайт учителя начальной школы 9 Будниковой Тамары Викторовны г. Долгопрудный, Московская область, 08.08.2020
город Долгопрудный Московская область учитель начальных классов
Будникова Тамара Викторовна
АОУ средняя общеобразовательная школа №9
город Долгопрудный Московская область

Методическая копилка. Первый класс. ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.

Тема урока: «Кто такие насекомые?».


Информационная часть

Предмет

Окружающий мир

Класс

1

Раздел

«Что и кто?»

Планируемые результаты

Предметные:

  • знать, что насекомые – это животные, у которых шесть ног;
  • пользоваться вышеназванным признаком для определения принадлежности животного к данной группе;
  • приводить примеры насекомых, узнавать их на иллюстрации.

Метапредметные:

  • понимать задачу урока, стремиться к ее выполнению;
  • осуществлять самопроверку;
  • оценивать свои достижения на уроке;
  • рассматривать иллюстрации, извлекать из них информацию о строении насекомых;
  • сравнивать части тела различных насекомых.

Личностные:

  • осознавать многообразие и красоту насекомых.

Материалы к уроку

учебник (часть 1), рабочая тетрадь (часть 1), презентация «Кто такие насекомые?», электронное приложение к учебнику, творческие работы обучающихся.

Оборудование

интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор.

Основная часть

Этапы организации учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организационный момент.
Цель: активизация обучающихся.

Приветствие.
- Долгожданный дан звонок-
Начинается урок!

Проверяют готовность рабочего места.

Личностные:
представление о новой социальной роли ученика,  правилах школьной жизни.
Регулятивные:
организация рабочего места.

Мотивация и целеполагание.
Цель: создание ситуации успеха, мотивирование к предстоящей учебной деятельности, формулирование цели урока,  планирование учебной деятельности.

Работа  с  творческими работами обучающихся. 
- Нравятся ли вам работы одноклассников?
- Веточки и шишки каких хвойных деревьев использовали ребята?
- По каким признакам вы догадались?
Приложение 1. 

Анализируют  детали творческих работ, делают выводы на основе знаний, полученных на предыдущем уроке.

Познавательные:
анализ объектов с целью выделения признаков для последующего сравнения.

 Вы справились со сложными вопросами.  Значит, вам по плечу будут и те вопросы, которые для вас подготовили наши герои - любознательный Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха.
- Можете ли вы помочь Муравьишке ?
- Как вы думаете, Муравьишка – насекомое?
Приложение 2. Слайд 1.

Определяют под руководством учителя и с опорой на  учебник (с. 32) цель урока, план учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

Познавательные:
формулирование под руководством учителя познавательной цели.

Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической формой речи.

 

Актуализация знаний и умений.
Цель: активизация знаний обучающихся с опорой на их опыт.

Проблемная ситуация.
- Вспомните, каких насекомых вы знаете?
- Рассмотрите животных. Как вы думаете, какие из них – насекомые?
Приложение 2. Слайды 2-3.

Ответы обучающихся.

Коммуникативные:
умение слушать и слышать, учет мнения одноклассников.

Освоение нового содержания и его применение.
Цель: обеспечение восприятия, осмысления  и запоминания изучаемого материала.

Решение учебной проблемы.
Изучение строения тела бабочки.

 

Изучение строения тел стрекозы и божьей коровки.
Приложение 2. Слайды 4-6.

Рассматривание частей тела бабочки под руководством учителя.
Рассматривание  стрекозы и божьей коровки, сравнение строения их тел со строением тела бабочки.

Познавательные:
анализ объектов с целью выделения признаков,
сравнение объектов; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Подведение к формулировке вывода.
Приложение 2. Слайд 7.

Формулировка с помощью учителя вывода о главном признаке принадлежности животного к насекомым.   

Регулятивные:
сохранение учебной задачи урока, планирование своего высказывания.

 

 

Первичная проверка понимания изученного.
Обращение к слайду 3.
- Кто же из этих животных насекомое, а кто нет?

Ответы обучающихся с обоснованием своего мнения.

 

 

 

Физминутка.
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.

Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,
умение слушать и слышать, вступать в диалог,  учитывать мнения одноклассников.
Регулятивные:
контроль  в форме сличения способа действия и его результата.

 

Расширение представлений обучающихся о многообразии мира насекомых.
Рассказ учителя.
Приложение 2. Слайды 8 -14.
Приложение 3. Слайды 1 - 6.
Приложение 4.

Слушание  рассказа с опорой на иллюстрации. 

Работа в парах в рабочей тетради (с.22 №1).
Узнавание насекомых. Раскрашивание рисунков с последующей самопроверкой по иллюстрациям. Объяснение, почему насекомые имеют такую окраску.

Коммуникативные:
осуществление учебного сотрудничества.

Регулятивные:
проверка своей работы по предложенному образцу.

Контроль и оценка достижений.
Цель: выявление уровня и оценка качества усвоения знаний.

Организация работы по вопросам на с. 33 учебника, в игровой форме «Угадай-ка», по заданиям в электронном пособии.
Приложение 2. Слайды 15 - 22.
Приложение 3. Слайды 7 – 9.

Ответы обучающихся.

Регулятивные:
Осуществление контроля, коррекции  и оценки результатов  как своей деятельности, так  и одноклассников.

Рефлексия.
Цель: организация рефлексивной деятельности.

Инициация рефлексии обучающихся.
- Какая цель стояла перед нами на уроке?
- Удалось ли ее достичь?
- Оцените свои достижения на уроке.
Приложение 5.

Обучающиеся дают оценку своим достижениям, взаимодействию с учителем и одноклассника-ми с помощью знаков.

Регулятивные:
Фиксация удовлетворенности/
неудовлетворен-ности своей работой на уроке.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Рассказ учителя
Удивительный мир насекомых
На нашей планете живет два миллиона видов насекомых. Это больше, чем всех остальных животных и растений, вместе взятых. Насекомые обитают в почве, на земле, в воде, в воздухе - везде: от холодных полярных льдов до жарких стран. И каждое насекомое чем-то удивительно!
Вот комар. А известно ли вам, что кусаются только комарихи? Они  хоботком, словно шприцем, протыкают кожу и высасывают кровь. А вот комар-самец питается соком растений и сладким нектаром.
Пчела – очень трудолюбивое насекомое. Чтобы собрать нектар, одна пчела за день посещает почти 7 тысяч цветков.
Осы строят свои гнезда из «бумаги» собственного производства. Сначала они соскабливают своими челюстями крошечные кусочки с дерева, потом пережевывают их и смешивают со своей слюной. Из комочков, которые у них получаются, осы делают тонкие полоски настоящей бумаги и строят из них домик. На такой бумаге даже писать можно!
Глаза мухи смотрят сразу в несколько сторон. А еще муха – «акробатка»! Она способна ходить вверх ногами, потому что у нее на лапках есть клейкие подушечки.
Глаза стрекозы занимают почти всю голову.  При этом каждый глаз состоит из огромного количества глазков, каждый из которых дает самостоятельное изображение. Стрекоза удивительна и своей силой: она способна поднять вес в 10 раз больше собственного.
Кузнечик может прыгнуть на расстояние, в 20 раз превышающее длину его тела.  А если он выпустит крылья, то улетит ещё дальше.
Бабочки, пожалуй, одни из самых красивых существ на Земле! Они похожи на ожившие цветы. Бабочки, как в настоящей сказке, проходят полное превращение от прожорливой гусеницы до яркой красавицы. В настоящее время большое число этих прекрасных существ занесено в Красную книгу. Немало им повредили люди, желающие иметь дома коллекцию бабочек. Но ни одна коллекция не принесет такой радости, какую дают бабочки, порхающие  солнечным днем на лугу, в лесу. Берегите красоту! Научитесь любоваться и наблюдать за бабочками в живой природе.
Шмели, как и пчелы, большие труженики. Каждый шмель за день делает до 30 вылетов за сбором нектара. В отличие от пчел шмелей не пугает плохая погода. Они могут трудиться и в мелкий дождик, и даже в грозу. А летает шмель со скоростью 60 км/час (с такой скоростью едет автомобиль!).
Муравьи живут большой дружной семьей. У каждого из них есть свои обязанности. Одни строят муравейник, другие запасают пищу, третьи стоят на защите муравейника. Муравьи – настоящие силачи. Они способны тащить ношу, которая весит в 52 раза больше их собственного веса.  Муравьи – наши друзья. Они уничтожают миллионы вредителей и этим спасают леса. Вот почему там, где, как сторожевые башни, высятся муравейники, лес здоровый и чистый!

 



—айт учител¤ начальных классов © 2008 все права защищены