Сайт учителя начальной школы 9 Будниковой Тамары Викторовны г. Долгопрудный, Московская область, 08.08.2020
город Долгопрудный Московская область учитель начальных классов
Будникова Тамара Викторовна
АОУ средняя общеобразовательная школа №9
город Долгопрудный Московская область

Методическая копилка. Четвертый класс. ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.

Тема урока: «Лес и человек»

Цель урока: 
1.Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы.
Задачи урока:
Образовательная.
1.Познакомить учащихся с охранной деятельностью людей в зоне лесов.
2.Познакомить учащихся с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека.
Развивающая.
1.Развивать монологическую речь учащихся.
2.Развивать память.
3.Развивать логическое мышление.
4.Развивать познавательный интерес к предмету.
Воспитательная.
1.Воспитывать уважение и любовь к природе.
2. Воспитывать культуру поведения.

Оборудование: учебник «Мир вокруг нас» А.А. Плешаков «Просвещение» Москва 2007 год; рабочая тетрадь к учебнику; карточки со стихотворением; рисунки животных и растений, занесённых в Красную книгу; рисунки растений лесной зоны; доклады о животных и растениях, занесенных в Красную книгу; наборы листьев; аудиозапись песни «Лесной марш»Ю.Чичкова, презентация.

 

 

 

ХОД     УРОКА

 

1.Организационный момент.
2.Сообщение темы и целей у рока.
-Послушайте песню Чичкова «Лесной марш»
-О чем поется в этой песне?

 

 

 

-А кто должен сберегать лес?
-Тема нашего урока- «Лес и человек»
3.Проверка знаний.
а)Фронтальная работа
-перед тем, как перейти к изучению нового материала, хотелось бы выяснить, что вы знаете о лесной зоне.
-Дайте подробное описание местоположения зоны
лесов и расскажите о природных условиях, которые
там сложились.
-Какие части составляют лесную зону?

 

б)Блиц-турнир «Я знаю лес»
Дальнейшую работу выполним письменно.
-Перед вами листочки. Я задаю вопрос, вы отвечаете
только одним словом.
Какой лес мы называем тайгой?
Какая птица распространяет плоды кедровой сосны, тем самым, помогая сосне размножаться?
Узнай дерево: «Высокое, стройное, с желтовато-красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые».
Какой лес образуют хвойные и лиственные деревья?
Какие леса образуют теплолюбивые деревья с широкими крупными листьями?
Найди лишнее дерево, которое не относится к широколиственным лесам: дуб, липа, клен, вяз, лиственница.
-Хорошо.
-На парте есть карточки с листьями  и плодами различных деревьев. Покажи лист клёна, плод сосны, плод ели, лист дуба.
-Какие леса образуют эти деревья?
-Поменялись листочками. За каждый правильный ответ ставим плюс.
-Поднимите руки у кого все плюсы. Молодцы.
-У кого пять плюсов?
-У кого три и менее?
4.Изучение нового материала.
а)-Послушайте
стихотворение
Русский лес.   С.Никулина.
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить-
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться-
И видно всё со дна.
Течёт вода-водица,
Вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану-
Присяду на пенёк.
Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зелёной бородой.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность лес шумит.
-О чем говорится в этом стих-е?
-О каких отношениях говорится в этом стихотворении?
-Это стихотворение поможет нам выяснить, чем является лес для человека.
-Прочитайте еще раз про себя.
Так чем же является лес для человека?

-А почему лес аптека?

 

-Что ещё человек находит в лесу?
А как лес может обогреть человека?

-Значит лес для человека источник топлива.
-Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите?
-А что у вас на столах изготовлено из дерева?

-Какой вывод можно сделать?

-А что ждет человека в лесу. Найдите в стихотворении.
-Что делают в лесу цветы, кусты, грибы?
-Чем для них является лес?

-Для кого ещё лес является домом?
-Значит, лес-это еще и дом для растений и животных.
б) Работа по учебнику.
Стр.106-107.
-Прочитаем в учебнике статью «Роль леса в природе и жизни людей»
-Какие роли выполняет лес?

 

 

 

Чем является лес для воздуха?

-Чему еще лес является защитником?
-Скажите, так какую ещё роль играет лес?

-Как лес защищает водоёмы?

-Как лес защищает почвы?
-Мы очень хорошо потрудились. Посмотрите, какая у нас
получилась схема.
-А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?
-Не по его ли вине возникают экологические проблемы?
-Послушайте еще одно стихотворение и подумайте о какой
экологической проблеме идет речь?

Н.Некрасов.

Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слёз.
Сколько здесь было кудрявых берёз!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал и в лес убежал.
- О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении?
-Ученые подсчитали, что на Земле каждую минуту люди вырубают примерно 20 гектар леса. Это участок длиной 2км и шириной 100м. А сколько это за 10 мин., за час, за год?
Людям казалось, что лесов очень много и их невозможно вырубить. Теперь стало ясно: леса в опасности!
-Ещё с древних времен человек убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо, и они убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас существует опасность исчезновения некоторых видов животных. Почему?

 

 

Многие из животных занесены в Красную книгу.
-Послушаем доклад об одном из таких животных.
(утка-мандаринка)
- Послушайте рассказ. Подумайте о какой экологической проблеме идет речь?
-Оля и Лида, маленькие девочки пошли в лес. Утомлённые дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло и яйца. Когда же девочки закончили обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила их под куст. Лида же завернула в газету
яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.
-Зачем ты берешь с собой мусор? –сказала Оля.- Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!
-Стыдно перед соловушкой, -тихо ответила Лида.
-Чьё поведение в лесу вы считаете правильным?
- О какой проблеме идет речь?

- К сожалению люди очень часто не обдумывают свои поступки. Послушайте стихотворение В. Шефнера.
Забывчивый охотник на привале
Не заметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра…
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер.
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростёр.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зелёный лес пошёл.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
-Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?
-А ведь этого могло не случиться, если бы человек соблюдал правила поведения в лесу.
-Давайте подумаем, какие правила должен соблюдать человек, чтобы сохранять лес?

 

 

5.Работа в рабочей тетради.
Стр.35 №1.
Прочитай задание. Что нужно сделать?
Стр.35 №3
Прочитай. Что нужно сделать?
6.Закрепление.
-Назовите, с какими значениями леса мы познакомились?
-С какими экологическими проблемами мы познакомились?
-Что должен делать человек для того, чтобы сберечь лес?
7.Домашнее задание.
Стр. 106-113 знать, тетрадь стр.36 №4.
8.Подведение итогов. Оценки.

 

Предполагаемые
ответы
учащихся

 

 

 

о лесе и о березках, которые надо сберечь

 

 

 

человек

 

 

 

 

 

 

Тайга, смешанные леса, широколиственные леса

 

 

 

 

хвойный

 

Кедровка

 

 

 

сосна

смешанный

 

широколиственные

 

лиственница

 

 

 

смешанные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                

 

 

 

 

 

 

 

 

О лесе

Об отношениях между человеком и лесом

 

Лес-место отдыха человека, потому что человеку «нет ничего милее бродить и думать здесь
В лесу много лекарственных растений, лесной воздух чист

пищу, воду

Дрова, а дрова это деревья

 

 

шкафы, парты….

карандаш, линейка, тетрадь

Лес источник древесины.

 

Нас ждут в лесу рябина

живут
домом

 

животных…

 

 

 

Лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли.От фитонцидов погибают болезнетворные бактерии
защитник

 

водоемам и почвам
защитник воздуха, водоёмов, почв

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О вырубке леса

 

 

 

 

 

 

 

 

очень сильно распространенно браконьерство-
незаконная охота

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Свалка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

человек не потушил костер, произошел пожар

 

  • Не оставляй в лесу мусор.
  • Не забудь погасить костер.
  • Вырубленные леса- восстанавливать
  • Строгая охота.

 

 

 

 

 

Осна-
щение

 

 

 

Аудио-
запись

Методические
рекомендации

 

 

 

Звучит песня Чичкова «Лесной марш»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Письменно работают на листочках

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Картинки на доске

 

 

 

 

 

Взаимопроверка

 

 

 

 

 

 

2 уч. наизусть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточки постепенно на доске

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читает ученик

 

 

 

 

карточка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1ученик наизусть читает стих

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка

 

 

 

 

 

 

 

 

карточка

 

 

1ученик докладывает

 

 

 

1ученик рассказывает

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка

 

 

 

 

2ученика читают стих

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка

 

 

 

На доске



—айт учител¤ начальных классов © 2008 все права защищены