Сайт учителя начальной школы 9 Будниковой Тамары Викторовны г. Долгопрудный, Московская область, 08.08.2020
город Долгопрудный Московская область учитель начальных классов
Будникова Тамара Викторовна
АОУ средняя общеобразовательная школа №9
город Долгопрудный Московская область

Методическая копилка. Первый класс. ЧТЕНИЕ.

Тема урока: Маленькие открытия поэтов в стихотворениях об осени Г.Граубина «Сон» и «Шишкопад», В.Бирюкова «Сентябрь» и Т. Золотухиной «Лужи-зеваки».

Цель: образование, развитие и воспитание обучающихся.
Метод работы: эвристический.
Формы организации учебной деятельности обучающихся:

  • система вопросов;
  • рисование (обычное и устное словесное);
  • игровые приёмы;
  • решение литературных задач;
  • участие в творческом проекте.

Ожидаемые результаты:

  • усвоение приёмов анализа художественного текста;
  • формирование эстетического и нравственного уровня;
  • развитие навыка выразительного чтения;
  • попытка создания собственного художественного текста.

Тип урока: урок работы с новыми художественными произведениями.
Оборудование: мультимедиапроектор, рисунки и поделки детей, портреты поэтов, репродукции картин осени русских художников.
Организационная часть урока.
Проверка домашнего задания в сочетании с игровым приёмом проводится в необычной форме и требует дополнительного времени. Поэтому разумно провести до звонка на урок.
Учащиеся получили задание принести на урок красиво оформленную поэтическую строку об осени, рисунок или поделку на осеннюю тему. Игровой момент заключается в том, что это не просто строка, рисунок или поделка, а одновременно пропуск на особенный урок, где каждый может сделать своё маленькое открытие.
С материалами учебника на страницах 163-164 учащиеся были ознакомлены заранее. О том, что дети станут первооткрывателями, напоминает и тема урока, крупно ярко и красиво записанная на доске.
Дети входят в класс, показывая свой «пропуск». Детские работы размещаются на доске, на партах, на столе учителя. Класс на глазах преображается: он становится ярким, красочным, нарядным.
Ход урока.

  • Работа над оформлением класса.

  Рассматриваем рисунки и поделки. Дети рассказывают о своих работах (3-3 учащихся). Хвалю своих учеников за то, что они подошли к выполнению домашнего задания творчески, и обращаю их внимание на изображение осени русскими художниками, а затем на поэтические строки:
- У нас к рисункам и  репродукциям  есть замечательные слова!
Дети читают фрагменты стихотворений, каждый ищет свою строку:

  • Лес, точно терем расписной…
  • Ступает осень тихо по земле…
  • Лиловый, золотой, багряный…
  • Кружатся листья, как воспоминанья…
  • Румяной, пёстрою стеной…
  • Стоит над светлою поляной…

Игровой приём. Предлагаю детям поиграть в строчки. Из 6 строчек выбрать 4 и объединить их в маленькое стихотворение.
- Смотрите, получилось!

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Румяной, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной…
(Дети читают хором.)
Спрашиваю детей, знают ли они, кто написал эти чудесные стихи.
(Иван Алексеевич Бунин. На экране  портрет поэта.)
Читаю эти строки Бунина сама тихим, проникновенным голосом и с такими же интонациями продолжаю:
- Вот мы с вами войдём в этот золотой осенний дворец, и вместе с нами  войдёт поэт Георгий Граубин. (На экране портрет поэта) Мы прочитаем его стихотворение и увидим, какие он сделал открытия, а может быть, сделаем и свои собственные открытия.
II. Работа над стихотворениями Г. Граубина «Сон» и «Шишкопад».

  • Вопросы.
    • Как называется первое стихотворение? («Сон»)
    • Как вы думаете, кто спит? (-)

-Давайте прочитаем и узнаем.
2)  Самостоятельное чтение про себя.

  •  Так кто же спит? (Спит вся природа)

  3) Устное словесное рисование.
( Осенью природа засыпает. Засыхают цветы и травы, с клёнов и дубов опадают листья. Так тихо, что даже слышно, как шуршит лист, опускающийся на пёстрый осенний ковёр. По ночам лёгкий морозец обжигает листву дубов, и она становится жёлтой и коричневой, как будто опалённая огнём.)
4) Выразительное чтение вслух (1ученик).
Предварительно спрашиваю, как надо читать. (Тихо, медленно, чтобы не потревожить сон природы.)
5) Подведение итогов по стихотворению «Сон».
Обобщающий вопрос:
- Какие открытия сделал автор?
(Автор рисует природу как живое существо: природа спит.
Он заметил, что если слова «сентябрь», «октябрь», «ноябрь» записать в столбик, то из первых букв получится слово «сон»)
Моё заключение.
-Получается так, что стихотворение, написанное обыкновенными словами, благодаря этим маленьким открытиям поэта, звучит необычно, интересно. Поэт как бы внёс элемент игры.

  • Вопросы.
    • Как называется второе стихотворение Г. Граубина? ( «Шишкопад»)
    • Что означает это слово?

(Смешное слово. Мы раньше его нигде не слышали. Наверное, как листопад – листья падают, так и шишкопад – шишки падают)

  • Чтение про себя.
  • Словесное устное рисование.

(Осень идёт по тайге. Тайга – это сибирский лес. Поэт рисует осень так, как будто идёт шаловливая девчонка в жёлтом пальтишке и сбивает с кедров шишки. Тайга осенью очень красива. Среди пожелтевших лиственных деревьев ярко смотрится зелёная хвоя кедров и чёрный цвет кедровых шишек. Тайга наполнена шумом, треском и звоном. Все лесные жители прячутся.)

  • Вопросы.
  • Какое настроение вызывает у вас это стихотворение? (Бодрое, весёлое, хочется тоже шишки сбивать.)
  • Какие маленькие открытия сделал поэт? (Он представил осень как озорную девчонку, придумал новое слово «шишкопад»)
  • Как надо читать это стихотворение? (Бодро, громко, с улыбкой)
  • Выразительное чтение вслух (1 ученик)

III. Подведение итогов по двум стихотворениям Г. Граубина.
Вопросы.

  • Чем похожи стихотворения? (Они оба об осени с поэтическими открытиями)
  • В чём их различие? (Поэт увидел осень по-разному)
  • Сделал ли кто-нибудь из вас собственные открытия?

(Первое открытие: об одном и том же можно писать и говорить по-разному.
Второе открытие: автор добрый человек, он любит зверей и предупреждает их об опасности, чтобы они не пострадали от шишкопада, чтобы им не было больно.
Третье открытие: слова можно не только произнести и написать, но и потрогать. Например, листопад – слово тихое, мягкое, тёплое, водопад – громкое и грозное, камнепад – жёсткое, снегопад – холодное, звездопад – колючее, шишкопад – весёлое, а яблокопад – вкусное и сочное.)
Хвалю детей за то, что они сделали интересные собственные открытия. Выражаю уверенность в том, что в следующих стихотворениях они сами найдут то, что мы называем маленькими открытиями поэтов.
IV. Работа над стихотворениями В.Бирюкова «Сентябрь» и Т. Золотухиной   «Лужи-зеваки».

  • Чтение стихотворения В. Бирюкова «Сентябрь»  про себя.  
  • Вопрос.   На что вы обратили внимание, когда  читали?

(Некоторые  буквы выделены жирным шрифтом.)

  • Выразительное чтение хором с акцентом на звуках, обозначенных выделенными буквами.
  • Вопрос.  Догадались ли вы, какое открытие сделал для себя автор?  (Можно нарисовать картину природы не только словами, но и звуками.)
  • Выразительное чтение учителем стихотворения Т. Золотухиной «Лужи-зеваки»  с подчёркнутой шуточной интонацией. (Портрет поэтессы)
  • Вопрос.  Какие же открытия сделала для себя поэтесса?  (Она не только оживила лужи и дождинки, но и наделила их характерами. Лужи у неё простодушные и любознательные. Они не просто смотрят, а глазеют и всему удивляются. А дождинки не просто скачут, а ещё и смеются над простодушными лужами.)

V. Обобщающие вопросы.

    • Сколько у нас сегодня было поэтов?

( Четыре: И. А. Бунин, Г.Граубин, В. Бирюков, Т. Золотухина )

    • Значит, мы открыли для себя этих поэтов? (Да.)
    • Может быть, ещё какое-нибудь собственное открытие?

( Все поэты наблюдательны: они всматриваются в природу, вслушиваются в неё, поэтому они находят и слова, и краски, и звуки, поэтому у них и лес получается, как «терем расписной».)
VI. Домашнее задание.

    • Выучить одно из стихотворений по вашему выбору.
    • Объявляется творческий проект «Сочиняем сами». Сочините стихотворение на осеннюю тему, сделайте свои открытия.

-Я уже написала своё стихотворение и назвала его «Краски осени». Осень у меня художница и рисует яркими красками.
Осень, волшебница яркая,
Снова в гости пришла.
Красками небывалыми
Мир озарила она.
Тронула кистью багряной
Облетающие леса,
Не пожалела лазури
На высокие небеса.
Красным и оранжевым
Всё кругом обожгла,
Вспыхнула ослепительно –
И…ушла.
-А ещё осень у меня похожа на костёр, и когда он гаснет, осень уходит. Это мои открытия.
Сочинять стихи – это возможно.  П О П Р О Б У Й Т Е !



—айт учител¤ начальных классов © 2008 все права защищены