Сайт учителя начальной школы 9 Будниковой Тамары Викторовны г. Долгопрудный, Московская область, 08.08.2020
город Долгопрудный Московская область учитель начальных классов
Будникова Тамара Викторовна
АОУ средняя общеобразовательная школа №9
город Долгопрудный Московская область

Методическая копилка. Второй класс. РУССКИЙ ЯЗЫК.

Тема урока: «Наблюдение над однокоренными словами. Корень слова».

Цели и задачи:

Обобщить знания о корне слова;
Совершенствовать умение находить корень в словах через подбор родственных слов;
Способствовать развитию мыслительных операций, наблюдательности и орфографической зоркости;
Воспитывать уважительное отношение к родному языку, прививать навыки дружеского общения.
Способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через использование физкультминуток, упражнений на релаксацию, гимнастику для глаз и дыхательную гимнастику.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, дидактический материал, карточки-тексты с определениями корня и заданиями, цветные круги (гимнастика для глаз), листы А4 для работы в группах.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

 

Создание доброжелательной рабочей атмосферы на уроке.
- Вот звонок сигнал нам дал,
Для работы час настал.
Тихо падает снежок,
Начинается урок.

  1. Тема, задачи

 

Итак, тема нашего урока: Наблюдение над однокоренными словами. Корень слова. Слайд 2.
Как вы думаете, какие знания будем обобщать и какие умения тренировать?
Познакомимся с вопросами для обсуждения, которые будут служить нам планом работы в первой части урока.
Слайд 3.
Вспоминаем, обсуждаем:
Что такое корень слова
Роль корня в слове
Как выделить корень в слове.

  1. Работа по теме.

 

Что такое корень? (первый вопрос для обсуждения)
Слово корень - многозначное. Обратимся к словарю и посмотрим значения этого слова. Слайд 4.
На разных досках развешаны карточки-определения корня из словаря. Прочитайте.
Итак, корень- это подземная часть растения, внутренняя находящаяся в теле часть зуба.
Что общего в значениях слова корень? (важная часть чего-либо)
А ещё в словаре говорится, что корень- это основная значимая часть слова.
Как по-другому можно сказать о корне слова? Вывод: это главная часть слова. Слайд 5. Упражнение для активизации всех систем организма: растирание пальцев рук и ушных раковин.

Роль корня в слове.
Вернёмся к нашему плану и обсудим его второй пункт. Вернуться на слайд 3.
. Слайд 6.
Послушайте стихи.
Как-то много лет назад посадили странный сад.
Не был сад фруктовым - был он только словом. (Е.Измайлов)
Жил был корень сад. Однажды человек решил его посадить…
Это слово, слово- корень, разрастаться стало вскоре.
И плоды нам принесло- стало много новых слов.
Выросло необыкновенное дерево, а вместо ветвей на нём росли слова. И у всех слов была общая часть та, которую человек посадил сначала.
Прочитайте слова, запишите, выделите корень.
Выберите любое слово и прочитайте в нём только корень.
Поняли, что означает это слово?
Попробуёте закрыть корень слова и прочитать остальные части.
Ясен ли смысл слова? Какой вывод можно сделать?
Вывод: В корне заключен общий смысл однокоренных слов. Вернуться на слайд 3. Физкультминутка. Упражнение для повышения устойчивости внимания: ленивые восьмёрки. (стоя у парты). Нарисовать цифру 8 в горизонтальной плоскости по 3 раза сначала одной рукой, потом другой, затем сразу обеими руками.

Как выделить корень в слове?
Обсуждаем третий пункт плана.
Слайд 7.
Посмотрите на фотографию. Как вы думаете, кто на ней изображен?
Люди, которые происходят из одной семьи, часто похожи друг на друга. Их называют родственниками. В русском языке наблюдается такое же явление.
Как по-другому называются однокоренные слова? (родственные)
Что значит родственные? (Имеют общую часть и сходны по значению)
Достаточно ли одного слова, чтобы выделить корень?
Определите ваши действия, чтобы правильно выделить корень.
Вывод: Подобрать родственные слова, выделить общую часть - корень.

Собираем родственников.
Слайд 8.
Мы попали в лес и повстречали сову. Что интересного знаете об этой птице?
Подберите родственные слова к слову сова.
Запишите следующие слова: сова, совиный, совушка, совята.
Какой корень в этих словах? Обозначьте его. Поставьте ударения в словах и понаблюдайте.
Что можно сказать о гласных звуках в корнях этих слов? (В слове совушка гласный ударный)
Какой вывод можем сделать?
Вывод: Корни в родственных словах пишутся одинаково.
Этот секрет корней будем использовать на следующих уроках.
Релаксация для глаз. По четырём углам доски расположены круги разного цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный. Ученики по команде учителя смотрят на круги, сосредотачивая взгляд на каждом.

  1. Тренировочные упражнения

 

Мы вспомнили и обсудили все вопросы первой части нашего урока.
. Слайд 9.
Следующая часть называется «Играем, наблюдаем», в которой вы будете выполнять тренировочные упражнения, работая в группах.
Вспомним правила работы в группе: работать дружно, быть внимательным и вежливым, выслушивать мнение каждого, находить общее решение, помогать друг другу.
Тексты заданий расположены на слайдах презентации.
 Каждая группа выполняет задания на отдельных листах А4,вывешивает свою работу на доску. Обсуждение работ происходит у доски, проверка со слайдом.

Игра «Зоркий глаз».
Прочитайте скороговорку, найдите и выпишите родственные слова, обозначьте корень. Слайд 9.
Повар кашу варил-варил, подваривал да недоваривал.

Игра «Третий лишний».
В каждой группе слов найти лишнее, обосновать свой ответ. Очень важно вдумываться в смысл слов.
Слайд 10.
Гром, громкий, громадный.
Вода, водитель, подводный.
Дыхательная гимнастика: вдох носом, выдох ртом, медленный глубокий вдох, короткий резкий выдох, выдох толчками.

Игра «Помоги мальчику разделить слова на группы».
Записать слова в два столбика, выделить корни.
Слайд 11.
Заморозил, холодильник, холодный, мороз, морозный, холодок.
Какие корни в этих словах? Все слова связаны с низкой температурой воздуха.
Мороз и холод считают себя близкими родственниками. Так ли это? Почему?

Работа со стихотворением.
По классу развешаны тексты-карточки со стихотворением для групп.
Найдите карточку для своей группы.
Слайд 12.
Прочитайте стихотворение С. Погореловского «Снежная страна».
Поплясали по снегам снежные метели.
Снегири снеговикам песню просвистели.
У заснеженной реки в снежном переулке
Звонко носятся снежки, режут снег снегурки.
Найдите все «снежные» слова. Запишите и выделите корень.
Сколько слов записали? Что интересного заметили, выделяя корни? (Чередование снег/снеж)

  1. Итог, рефлексия.

 

Найдите правильное определение корня. Слайд 13.
Главная часть предложения (так думает Карлсон), общая часть родственных слов (Золушка), общая часть всех слов (Буратино).
Поверка со слайдом.
Молодцы! Справились с заданием на отлично.
Продолжите фразу: «Сегодня на уроке мы научились…»
Какое настроение было сегодня на уроке?

  1. Домашнее задание.

 

Предлагаю попробовать свои силы в самостоятельной работе, где требуется доказать своё мнение. (Дидактический материал, упражнение 102)
Релаксация (звучит музыка).
Встаньте, поднимите голову вверх, представьте, что на вас светит яркое солнышко и посылает вам свет и тепло, вокруг искрится снежок… Улыбнитесь друг другу.
Урок окончен.



—айт учител¤ начальных классов © 2008 все права защищены