Сайт учителя начальной школы 9 Будниковой Тамары Викторовны г. Долгопрудный, Московская область, 08.08.2020
город Долгопрудный Московская область учитель начальных классов
Будникова Тамара Викторовна
АОУ средняя общеобразовательная школа №9
город Долгопрудный Московская область

Методическая копилка. Третий класс. РУССКИЙ ЯЗЫК.

Тема урока: «Непроизносимые согласные в корне слова»

Цели урока: 
Формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по построению и моделированию понятия «Непроизносимые согласные в корне слова» для правильного использования в письменной речи.
Задачи урока:
Способствовать развитиюграмотной устной и письменной  речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Способствовать развитию  умения определять и формулировать  тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий, работать по  коллективно составленному плану,  оценивать правильность выполнения действия, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей,  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Способствовать развитию умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме,  слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе.
Способствовать развитию умения ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Тип урока: урок изучения новых знаний (технология деятельностного метода)
Используемые приёмы, методы, технологии обучения: системно-деятельностный подход, проблемно-диалоговое обучение, индивидуальная, групповая работа.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: побуждающий от проблемной ситуации диалог, презентация к уроку, групповая работа, использование ЭОР.
Оборудование и основные источники информации компьютеры (урок проходит в компьютерном классе), доступ к сети Интернет, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point, учебник для 3 класса по русскому языку Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, методические рекомендации к уроку.
Прогнозируемый результат: самостоятельное формулирование выводов по теме «Непроизносимые согласные в корне», самостоятельное составление алгоритма действий по правильному написанию непроизносимых согласных.
Список  используемой литературы:
1.  Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина. Учебник  «Русский язык» 3 класс. Москва   «Баласс» 2009 г.
2. Л.Ю.Комиссарова. Дидактический материал к учебнику «Русский язык»  класс. «Баласс». 2009г.
3.  Е.В.Бунеева, М.А. Яковлева.  Русский язык 3 класс.   Методические рекомендации «Баласс». 2009г. 
4. Мельникова Е.Л.  Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. М., 2002.

Ход урока:


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент.
Мотивация к учебной деятельности.
Создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

- Чему вы учитесь в школе в первую очередь?
- Напомните, что это значит?

 

-  Урок  русского языка. Он  посвящён открытию нового знания. А как мы будем их открывать?

- Мы учимся учиться.

-Учиться это значит понять, что я не знаю и уметь самому добывать знания.

- Мы выполним пробное действие. У нас возникает затруднение. Сами найдём способ выхода из него.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
(Формулирование темы урока)

На доске записаны слова.

- Прочитайте эти слова орфографически (как пишутся)
-Прочитайте эти слова орфоэпически (как произносятся)
Что вас удивило, что интересного заметили?
Какой же у нас возникает вопрос?

 

- Сформулируйте тему урока.
Открываю на доске тему:
«Непроизносимые согласные в корне  слова».
- Какова цель нашего урока?

 

Видят слова: вестник, весть, известие, известный
Читают.

Читают, испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации)
Везде «Т» пишется, но не везде произносится (осознание противоречия)
Почему в некоторых словах «Т» не произносится (учебная проблема как вопрос).
-Тема урока: «Непроизносимые согласные».

 

- Научиться правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.

Поиск решения, совместное открытие знаний
(побуждение к гипотезам, подсказки к контраргументам, проверка гипотез)

- Попробуем ответить на вопрос: «Почему в некоторых словах «Т» не произносится?» Какие есть гипотезы?

 

-Вы с этой гипотезой согласны?
-Есть ли еще слова с приставкой?

 

- Значит дело не в приставке. Какие есть еще гипотезы?

 

- Вы с этой гипотезой согласны?
- Может, посмотрим на существительное?

 

- Значит не в частях речи дело. Какие еще есть гипотезы?

- А где же стоит непроизносимый «Т»?
- Как нам проверить эту гипотезу.
- Как можно поработать с нашими словами?

 

Выполняйте в тетради.

 

 

- Что вы заметили? (завершение проверки гипотезы).

 

- К какому же выводу вы пришли?

 

- Сверьте ваше предположение с учебником на странице 59, прочитав текст в рамке.
- Подтвердилось ваше предположение?

 

- Звук «т» не  произносится только в словах с приставкой, например, слово «известный» (ошибочна гипотеза).
Молчат.
- Слово «известие» тоже с приставкой, но здесь «Т» произносится (контраргумент).

 

- Звук «т» не произносится в прилагательных,  например, слово «известный» (ошибочна гипотеза).

Молчат.
- Слово «вестник» существительное, но здесь «Т» тоже не произносится (контраргумент).

Молчат.

- Между согласными. (Решающая гипотеза)
Молчат.
- Можно выписать слова в два столбика (где произносится и где не произносится) и подчеркнуть буквы, между которыми стоит «Т» (план проверки).
Работают по плану, пишут в тетрадях,  а один на доске:
вестник                весть
 известный          известие

- «Т» не произносится, когда стоит между согласными, в других случаях «Т» произносится (аргумент).
- «Т» не произносится, когда стоит между согласными (открытие нового знания).

 

Читают вывод в учебнике.
- Да, подтвердилось, из трёх согласных звуков подряд, средний не произносится.

Физминутка

- Если я назову слово, в котором встретится непроизносимый согласный звук, вы поднимаете руки вверх и тянетесь вверх. А если в слове все звуки произносятся, то выполняете три наклона вперёд, доставая руками ступни ног. Называю слова: здравствуй, овраг, сердце, рукав, завистливый, вестник, капуста, свистнул, осень, лестница, поздно.

Слушают и выполняют упражнения

 

Построение алгоритма действий при возникновении затруднения (работа в парах).

- Какие слова с непроизносимыми согласными пропущены в пословицах?
Человек трудолюбивый – самый…
Тайна, … троим, уже нетайна.
… встанешь – мало сделаешь.
- Напишите эти слова в столбик.

- Прочитайте  пословицы,  которые получились. (слайды  2-5)
- Какая пословица не подходит по смыслу к остальным? Докажите.

 

- О чём вы задумались, записывая пропущенные слова? В чём причина затруднения?
- А какой выход из этого затруднения?
- Попробуем найти выход вместе.
- На слайде даны слова. Ваша задача самим найти для каждого слова проверочное  слово и подписать его справа.
счастливы  счастье
вестник  известие
опоздать поздний
- Проверьте сами себя, правильно ли вы подобрали проверочные слова.
Показываю образец. (слайды  6,7)

- Сделайте  вывод, как проверить непроизносимый согласный в корне слова.

 

- Откройте страницу 61 в учебнике и сверьте свой вывод с правилом.
- Понаблюдайте за словами и назовите те звуки, которые могут быть непроизносимыми.
- Составьте в парах схему правила.
- Проверьте правильность вашей опорной схемы (показываю образец )   (слайд  8 )

 

              счастливый
               известная
               поздно
Читают пословицы.

- Пословица: «Тайна известная троим, уже не тайна». Она учит умению хранить тайну и не говорить лишнего. А другие говорят о трудолюбии.

 

- Есть ли в слове непроизносимый согласный звук?

- Подобрать проверочные слова.

 

 

 

счасТливый  - счастье
позДно - опоздать
извесТная -  известие

- Необходимо подобрать такое однокоренное слово, чтобы непроизносимый согласный звук, стал произносимым.
- Читают и делают выводы.

- Это только звуки «Л, Т, Д, В».

Вот какая схема получилась у меня:


     СОГЛ.    Л    СОГЛ.      СОГЛ.    Т    СОГЛ.                    СОГЛ.    В    СОГЛ.                                                                   СОГЛ.    Д    СОГЛ.

Самостоятельное использование алгоритма
(применение новых знаний)
групповая работа

- Напомним правила работы в группе.
Каждой группе даются свои слова, ваша задача подобрать к ним синонимы с непроизносимыми согласными. (слайды 9-13)
- Запишите  попарно эти слова.
- Каждая  группа оценит свой ответ и ответ другой  группы.
- Сделайте вывод, как проверить слова с непроизносимыми согласными в корне слова.

 

печальный - грустный
весёлый – радостный
здешний – местный
всадник – наездник
огромный – гигантский
знаменитый – известный
правдивый – честный
гневный – яростный
хмурая - ненастная
Аргументируют  правильность своих ответов и оценивают ответы других групп.

Самостоятельная работа с ЭОР
самостоятельное выполнение  заданий карточки

Рефлексия  учебной деятельности, самооценка.

- Назовите ключевые слова урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Какую цель мы ставили на уроке?
- Оцените свою деятельность на уроке.

- Согласные, непроизносимые, проверка, корень, звук, правило…..
Отвечают.

- Научиться  проверять слова с непроизносимыми согласными в корне  слова.

Объяснение домашнего задания.



—айт учител¤ начальных классов © 2008 все права защищены