Сайт учителя начальной школы 9 Будниковой Тамары Викторовны г. Долгопрудный, Московская область, 08.08.2020
город Долгопрудный Московская область учитель начальных классов
Будникова Тамара Викторовна
АОУ средняя общеобразовательная школа №9
город Долгопрудный Московская область

Методическая копилка. Третий класс. РУССКИЙ ЯЗЫК.

Тема урока: «Образование сложных слов»

Цель  урока: научить детей правильно писать сложные слова с соединительной гласной о и е.

Задачи: 1. Формировать умение образовывать сложные слова; сравнивать,                                                                                                                                                    находить и правильно писать в них корни и соединительные гласные,
2.Развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы,                      обобщения, формировать навыки самоконтроля и самопроверки.
3.Воспитывать интерес к языку, слову.
Тип урока Урок объяснения нового материала.
Необходимое техническое оборудование: компьтер, проектор, экран
Ход урока

  1. Организационный момент.

1.Эмоциональный настрой на урок.
-Добрый день!
-Дети, вам тепло? (Да!)
В классе светло? (Да!)
Прозвенел уже звонок? (Да!)
Уже закончился урок? (Нет!)—
Только начался урок? (Да!)
А хотите ли вы учиться? (Да!)
Значит можно всем садиться!
-Начинаем урок русского языка.
- Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов.
2.Чистописание
Начнём урок с чистописания. Вспомните правила посадки.
-А сейчас, ребята, откройте тетради и напишите число и «Классная работа».  На минутке чистописания будем писать букву к. Дайте характеристику звуков, которые обозначает эта буква. (согласный, глухой, тв.и мяг.).Запишите эти буквы и буквосочетания в терадь.
Кк     ккк     Кр     Км     Ко     ок     лк     км
Прочитайте предложение. Вы узнали, что это за жанр? (пословица).
Спишите пословицу с доски в тетрадь..
Всякий, кто дорос, – спеши на сенокос.
-Ребята, что вы можете сказать про слово «сенокос»?
-Объясните значение слова «сенокос».
-Какое это слово? Почему?
Как образовано это слово? (Сложное слово, образовано с помощью двух корней сен и кос).
Выделите корни, подчеркните соединительную гласную букву.
3.Словарная работа.
-Русский язык очень богат словарными словами. Давайте, ребята, мы с вами повторим словарные слова.
1.Командная игра на льду на коньках с шайбой.
-Как сказать одним словом ? Давайте запишем это слово.
2.Прием пищи в середине дня.
3. Двигаться в обратном направлении.
4.Здание большой станции для ожидания пассажиров.
5.Место продажи билетов на поезд.
6.Человек, который командует войсками.
7.Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растёт.
Но на вкус кислейший он,
А зовут его ...

-Молодцы, ребята! А теперь подчеркните орфограммы.
- Проверьте свои слова.
Хоккей, обед, назад, вокзал, касса, командир, лимон.
- Составьте предложения с этими словами. ( Запись 1 предложения). Положили  ручки на середину тетради, сели правильно.
II. Актуализация знаний.
1. А теперь давайте проведём разминку для ума  «Д о с к а ж и   с л о в е ч к о». Нужно закончить начатые фразы
а) Слова, у которых два корня, называются… (сложными)
б) В сложных словах корни соединяются с помощью гласных…(о и е).
в) После твердых согласных пишется соединительная гласная…(о)
г) После мягких согласных пишется соединительная гласная…(е)
д) После букв ж и ш пишется…

2. Молодцы, ребята. А теперь посмотрите на  доску. Внимательно прочитайте  пары слов. Найдите сложные слова. Почему они сложные?
Хлебница, хлеборезка;
Водоплавающий, плавать;
Лесничий, лесоруб;
Садовод, садовник;
Водовоз, водоплавающий;
Звёздный, звездопад.

-Молодцы, ребята! Как вы думаете, какова тема нашего урока?

  1. С о о б щ е н и е  темы и цели урока.

– Сегодня на уроке будем учиться образовывать сложные слова, правильно их записывать и обозначать орфограммы. А ещё мы будем обогащать свой словарный запас.

  1. Первичное усвоение новых знаний

-Откройте, учебники  стр.91. Найдите упражнение 128.
-Прочитайте, пожалуйста, задание. Что нужно сделать?(образовать сложные слова из данных пар слов, записать)
-А как нужно действовать, чтобы правильно составить и написать слово?
( работать по алгоритму)
-Прочитайте первую пару слов. Назовите корни. Подберите однокоренные слова с этими корнями.(падают, падение; лист, лиственный, листочек) Образуйте сложное слово.
– Запишите слово. (Листопад.)
-Что означает это слово?(явление природы). Какие орфограммы есть в этом слове? Обозначьте орфограммы.
Первоклассник-это ученик или ученица первого класса.
Ледокол- мощное судно, оборудованное для прохода сквозь льды, для плавания во льдах.
Пылесос-аппарат для очистки помещений, мебели от пыли.
Мухомор-ядовитый гриб с красной в белых крапинках шляпкой.
Лесоруб-рабочий, занимающейся рубкой леса.
О б р а з е ц  записи:
Листопад, первоклассник, ледокол, пылесос, мухомор, лесоруб
Физкультминутка
-А теперь давайте немного отдохнём. Гимнастика для глаз.

  1. Первичное закрепление.

-Ребята, названия каких профессий вы знаете?(ответы детей).В русском языке некоторые слова, названия профессий тоже являются сложными словами. Давайте мы с вами познакомимся с этими названиями профессий.
1. Упр. 130. Самостоятельная работа с коллективной проверкой.
- Прочитайте задание.
-Что нужно сделать? (Найти лишние слова. Списать слова, выделить корни, подчеркнуть соединительные гласные)
-Прочитайте про себя слова. А теперь послушайте (читает учитель).
-Какие сложные слова называют людей по их профессии?
-На какой вопрос отвечают все эти слова?
-Какие слова лишние? (самосвал, броненосец)
- Почему они лишние?                                                                                   
Самосвал-грузовой автомобиль с механически опрокидывающимся кузовом.
Броненосец- крупный бронированный, т.е. защищённый от выстрелов, военный корабль.
- Посмотрите на экран. Некоторые профессии на экране.
-Кто такой пчеловод? (человек, занимающийся разведением пчёл)
Землекоп-рабочий на земляных работах.
Лесоруб- рабочий, занимающейся рубкой леса.
Свинопас-устарелая профессия, пастух свиного стада.
Водолаз-рабочий, занимающийся подводными работами в специальной водонепроницаемой одежде.
Водовоз, водонос- теперь этой профессии нет, раньше были важнейшей профессией (памятник водовозу в городе Санкт- Петербург).
Медовар- тот, кто занимается медоварением (изготовлением напитка)
Сталевар-рабочий по выплавке стали
Верхолаз-рабочий, специалист по работам на большой высоте без специальных креплений
Скалолаз-спортсмен-альпинист, специалист по подъёму на скалы.
Скороход-тот, кто очень быстро ходит, а также спортсмен- специалист по ходьбе,бегу.
Мореплаватель-путешественник по морям.
-Спишите  эти слова, выделите корни, подчеркните соединительные гласные.
-Теперь найдите упражнение 135. Прочитайте задание.
2. Упр. 135. Самостоятельная работа по вариантам. Взаимопроверка.
Подобрать и записать как можно больше сложных слов с корнем
I вариант – ;
II вариант – .Подчеркнуть орфограммы.
-Поменяйтесь тетрадями и проверьте задание друг у друга.
-Какие ошибки нашли?
-Молодцы, ребята. Вы очень хорошо поработали.
3.-А теперь мы немножко поиграем. Игра называется «Составь сложные слова».
-На партах у вас лежат карточки для парной работы. Вы в парах составляет слова. Всего должны составить 5 слов. Если вы готовы, поднимаете руки.
(Учащиеся работают в парах 2-3 минуты, затем учитель выборочно читает определение слова, а ученик называет сложное слово, которое они образовали).

Карточки для парной работы (15 карточек):
1 ряд.
длинные+ноги .................
тело + греть.......................
броня + жилет..................
скоро+ходить ..................
мухи + морить...................
2 ряд
пешком + ходить ...........
пчёлы + водить ...............
добрая+душа....................
сладости + есть...............
снег + ходить ..................
3 ряд
хор + водить .................
пуля + метать ................
низкий+рост.................
книги +любить...............
кофе + варить................

V1. Рефлексия
Домашнее задание: выполнить упр. 3, 4, с. 97–98.
Итог урока.
-С написанием  каких слов познакомились на уроке?
- Как образуются сложные слова?
- Что было интересным для вас на уроке?



—айт учител¤ начальных классов © 2008 все права защищены