Сайт учителя начальной школы 9 Будниковой Тамары Викторовны г. Долгопрудный, Московская область, 08.08.2020
город Долгопрудный Московская область учитель начальных классов
Будникова Тамара Викторовна
АОУ средняя общеобразовательная школа №9
город Долгопрудный Московская область

Методическая копилка. Первый класс. РУССКИЙ ЯЗЫК.

Тема урока: «Перенос слова».

Цель: познакомить учащихся с правилами переноса слов.
Задачи:
2) повторение знаний о звуках, буквах, слогах;
3) развитие умения  проводить исследование;
4) воспитание самостоятельности и  аккуратности, чувство взаимопомощи

Оборудование:   учебник, рабочая тетрадь,   карточки «Тест», компьютер, проектор, экран.     
Ход урока:


1.Организационный момент.
Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте мы поздороваемся с ними.
(здороваются кивком головы и садятся на места)
2.Эмоциональный настрой.
 Послушайте и отгадайте загадку.
Есть у радости подруга
В виде полукруга.
На лице она живёт
То куда-то вдруг уйдёт,
То внезапно возвратится,
Грусть-тоска её боится.(Улыбка)
Посмотрите друг на друга, подарите  друг другу улыбки, мысленно пожелайте удачи  и с хорошим настроением начнём урок.

3. Чистописание.
– Откройте тетрадь на с.9. Рассмотрите рисунок.
- Кого вы видите?
-А что вы знаете об улитке?
(Показ улитки на компьютере) (Слайд 1)
-В сырую погоду, на огородах и в лесу можно найти множество улиток-слизней. Называются они так, потому что часто оставляют свои следы в виде тонкой плёнки – застывшей слизи. Глаза улитки могут отличать только свет от тьмы. Свою пищу, улитки находят по запаху. Запахи они могут улавливать за 1-2 метра. Носа у улиток нет, но у них есть рожки – щупальца, их даже две пары. Нижней парой они ощупывают поверхность во время движения. Верхняя пара рожек – зрение и обоняние. Это и есть главные органы чувств улиток.
- Нарисуем улитку на строчке. (Показ учителем на доске. Сначала е-образные рожки, затем туловище и “домик”).
-Куда спешит улитка? (к домику).
-Давайте  поможем улитке добраться до домика, выполнив  следующее задание.
(написание Ь, Ъ, Ы и соединение их с другими буквами)
- Обратите внимание на одинаковые элементы в написании этих букв, на соединение с другими буквами.

4.Актуализация знаний.
А  сейчас повторим всё, что мы знаем о звуках, буквах, слогах.
1 ученик
Буквы можем мы читать
И в тетрадку записать.
2 ученик
В алфавите, посмотри
Букв всего лишь 33.
3 ученик
Звуков целых 42!
Ах, как кружится голова.
4 ученик
Какие звуки разные:
Гласные, согласные!
5 ученик
Гласные тянутся в песенке звонкой, могут заплакать и закричать.
6 ученик
А согласные согласны шелестеть, шептать, скрипеть, но не хочется им петь.
7 ученик
Если слоги встанут рядом получаются слова, ма и ша, а вместе – Маша, со и ва – всего- сова.
8 ученик
Сколько в слове гласных, столько и слогов. Это знает каждый из учеников.
Эти  правила помогут выполнить нам следующее задание.
Словарная работа.
. – Прочитайте слова про себя. Назовите слова, состоящие из одного слога, из двух слогов, из трёх слогов; слова, в которых звуков и букв поровну.
- Запишите слова, диктуя их по слогам. Подчеркните ь и ъ.
Мы справились с этим заданием и наша улитка добралась до своего домика. А нам пора отдохнуть. Мы с вами сейчас  выполним пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая  гимнастика

«Рыбка»
«Кольца»
«Птичка»
«Замок»
На двери висит замок (сцепить пальцы в замок)
Кто его открыть бы смог (стряхиваем сцепленными руками)
Постучали, постучали,
Покрутили, покрутили
Потянули, потянули
И открыли (расцепили пальцы, развести руками)
5.Открытие нового знания
Постановка проблемного вопроса.
- Посмотрите на доску и прочитайте предложения про себя.
Весна кругом живёт и дышит.
Весна шумит со всех сторон.
- О каком времени года говорится в предложениях?
-Какие изменения в природе происходят с приходом весны?
Запишите первое предложение. Подчеркните «опасные места».
- Посмотрите, может ли уместиться на одной строчке второе предложение?
-Попробуйте написать в воздухе.
-Как бы вы поступили, если начали писать предложение, а слово на строчке не поместилось? (перенесли)
-А что значит перенести слово?(Предположения детей)
- Как вы  думаете, переносить слова нужно по правилам или так, как захочется?
-Да, по правилам.
-В русском языке есть правила переноса.
-Вы догадались, о чём же мы будем сегодня говорить? Какова будет тема нашего урока?
Тема нашего урока «Перенос слов» (Слайд 2)
-И сейчас вы сами попробуете  открыть правила переноса.
Исследовательская работа по группам.
-У каждой группы лист, в котором спрятано одно правило.
-Итак, ваша задача исследовать слова и  сформулировать правила переноса слов.
ИНСТРУКЦИЯ (Слайд 3)

  1. Прочитайте слова на листе.
  2. Обратите внимание на выделенные буквы.
  3. Посмотрите, где стоит знак переноса.
  4. Догадайтесь, какое здесь правило переноса.

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

5 группа

ре-бя-та
вес-на
сол-ныш-ко

Вывод: слова переносятся по слогам.

май-ка
лай-ка
чай –ка

Вывод: буква Й остаётся в предыдущем слоге.

день-ки
буль-он
отъ-езд

Вывод: Ъ и Ь знаки не переносятся на следующую строку.

кас-са
ван-на
мас-са

Вывод: две одинаковые буквы в слове разделяютсязнаком переноса.

яма
ли – ния
яго-да

Вывод: нельзя оставлять на строчке или переносить одну букву.

Хором читают слова (включение в работу всего класса).
Каждая группа  озвучивает  правила переноса слов
Давайте сравним ваши предположения с выводами авторов учебника.
С.21 Правила переноса (Слайд 4)
-Молодцы, все  ваши предположения совпали с выводами авторов.

 Физкультминутка
«Танцуйте сидя» (под музыку)

6.Применение нового знания
а) УПР.21 с.21(цепочкой у доски)
б) Работа с тестом. (Слайд 5)
Слова деньки, подъезд, зайка, осина, группа разделены знаком переноса разными способами.
Выберите и подчеркните в каждой строчке одно  слово с правильным переносом.
1) деньк-и      день-ки       де-ньки
2) подъе-зд    под-ъезд      подъ-езд
3) зайк-а        за-йка           зай-ка
4) о-си-на      оси-на          осин-а
5) групп-а      груп-па        гру-ппа

Проверка на экране (Слайд 6)

 

 

- А вот как переносил слова один первоклассник в стихотворении « Как я перенёс слова».

Мы изучаем перенос,
Вот как слова я перенёс:
Едва я перенёс е-два
И получил за это «два»
«Укол» я перенёс у-кол
И получил за это «кол».
«Опять» я перенёс о-пять.
Теперь, наверно, будет «пять».
-Правильно  первоклассник переносил слова?
-Почему?
Как же правильно переносить слова. (Повторение правил)
Слова надо переносить по слогам.
Буквы Ь, Ъ, Й не переносятся на следующую строку.
Нельзя переносить или оставлять на строке одну букву.
Две одинаковые буквы в середине слова разделяются переносом.
7.Рефлексия (Слайд 7)
1Откройте дневники, оцените свою работу и нарисуйте смайлик.
- Кто может сказать, что я умею переносить  слова и могу научить других нарисуйте
2 



-Кто ещё может ошибиться и задания вызывают затруднение нарисуйте

Покажите, как вы оценили.

8.Подведение итогов (Слайд 8)
Наш урок заканчивается, но мы ещё будем тренироваться и все хорошо научимся делить слова для переноса.
-Мне  понравилось, как вы работали. Все были активными. Молодцы! Благодарю всех за урок.



—айт учител¤ начальных классов © 2008 все права защищены