Сайт учителя начальной школы 9 Будниковой Тамары Викторовны г. Долгопрудный, Московская область, 08.08.2020
город Долгопрудный Московская область учитель начальных классов
Будникова Тамара Викторовна
АОУ средняя общеобразовательная школа №9
город Долгопрудный Московская область

Методическая копилка. Первый класс. РУССКИЙ ЯЗЫК.

Тема урока: «Правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ» Урок обучения грамоте (послебукварный период).

Тип урока: знакомство с правилом написания буквосочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши.
Форма урока: урок – игра.

Цель урока:
- формирование знаний детей о шипящих звуках, формирование умения правильно обозначать на письме сочетания с шипящими звуками;
- развитие речи, мышления, внимания, памяти; расширение кругозора, обогащение словарного запаса;
- воспитание интереса к урокам русского языка.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Учитель: Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ли у тебя на месте,
Все ль в порядке:
Лежит ли ручка на столе,
Линейка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!
Старательно трудитесь!

2. Постановка учебной задачи.

Учитель: Посмотрите, ребята, кто на этот раз гостит у нас на уроке?
Ученики: Колючий ежик Филя!
Учитель: Сегодня мы познакомимся с написанием сочетаний жи – ши; ча – ща; чу – щу. А встретимся с этими сочетаниями в сказке ежика Фили.

Сказка о том, как поссорились буквы.

Жили – были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а рядом гласные У, Ю, Ы, И, А, Я.
Жили очень дружно. И вот однажды буквы решили сыграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят гласные буквы, ждут когда их найдут. Шипящие во все щели заглянули – многих нашли. Вот только не смогли найти гласные Ы, Ю, Я. Искали, с ног сбились, усталые и голодные поздно вечером возвращались они домой. Вдруг видят: сидят гласные Ы, Ю, Я, пьют чай с пряниками и смотрят телевизор. Обиделись шипящие – и с тех пор дружба у них врозь. Никогда не стоят они больше рядом с гласными Ы, Ю, Я, а дружат только с И, А, У. Так в русском языке появились сочетания ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ, ЖИ – ШИ.

3. Изучение нового материала.

Учитель предлагает учащимся рассмотреть рисунки, просит составить буквосочетания и выделяет следующие пары букв:

ча чу жи
ща щу ши

Учитель корректирует деятельность учащихся, используя таблицу.

Учитель: Познакомимся с правилом:

Сочетания жи – ши пиши с буквой И.

Учитель: Наш друг ежик прочитает вам рифмовку – запоминалку.

Чижи, ужи, ежи, стрижи,
Жирафы, мыши и моржи,
Машины, шины, камыши –
Запомни слоги ЖИ и ШИ,
Их с буквой И всегда пиши!

(Дети повторяют рифмовку)

Учитель: Ребята! Выполните задание: подберите нужные буквы в словах.

Мыш*, еж*ки, уж*,
Лыж*, луж* и морж*.
Крыш*, чиж*ки, стриж*,
Ж*рафы и карандаш*…
Их с буквой И всегда пиш*!

ФИЗМИНУТКА.

Бежит ежик – тупу – туп,
Весь колючий, остер зуб!
Ежик, ежик, ты куда?
Что с тобою за беда?
Ежик ножками – туп – туп!
Ежик глазками – луп – луп!
Слышит ежик - всюду тишь,
Чу, скребется в листьях мышь!
Беги, беги ежик!
Не жалей ты ножек,
Ты лови себе мышей.
Не лови наших детей.

Учитель знакомит детей с правилом: сочетания ча – ща пищи с буквой А.

Учитель: Ежик Филя предлагает послушать следующую рифмовку:

Чаща, чайка, каланча,
Роща, гуща и свеча,
Пища, чайник, чашки, чай –
Как напишешь? Отвечай!

Учащиеся: ча – ща пиши с буквой А.
Учитель: А теперь перейдем к выполнению следующего задания не только на правильность, но и на скорость!
Те ребята, которые справятся быстрее с заданием, получат наклейки с ежиком. Эти наклейки украсят вашу тетрадь.

Учитель: Ребята! Послушайте и отгадайте загадки ежика.

Стоит Антошка
На деревянной ножке,
Руки из палки
А в руках мочалки.

Дети: Чучело! Это – чучело!

Учитель: Верно!

Зубаста, а не лает.
Хвостом виляет.

Дети: Щука!

Учитель просит детей обратить внимание на сочетание букв чу – щу в отгадках.

Правило: сочетание букв чу – щу пиши с буквой У.

4. Закрепление изученного материала.

  1. Письмо по памяти.

На доске слова: шишка, снежинка, часы, ворчун, чудак, ощущать.
Учитель:
- Прочитайте слова. Запомните их.
- Попытайтесь записать слова без ошибок по памяти. Первое слово пишите с красной строки и большой буквы, а далее – через запятую с маленькой буквы.
- Сколько слов вы вспомнили и записали? Проверьте их еще раз.
- Какие гласные нужно писать после Ж, Ш, Щ, Ч?

  1. Работа с рисунками.

- Выберите рисунки, которые помогут вам запомнить изученные правила.
(На доске картинки с изображением лисы, шиповника, ужей, жабы, ежей, перчаток, шишек, чайки).
- подписи к этим рисункам поместите в тетрадь:
Шиповник, ужи, ежи, перчатки, шишки, чайка.
- Сочетания жи – ши; ча – ща; чу – щу подчеркните.
- Запишите предложение. Найдите и подчеркните главные члены предложения.
Учитель корректирует выполнение задания.

5. Рефлексия и оценивание.

Учитель: Чем мы с вами сегодня занимались на уроке?
Ученики: познакомились с написанием орфограммы ча – ща; чу – щу; жи – ши.
Учитель: Какие задания вам больше всего понравились?
Показались трудными?
Ученики делятся впечатлениями о выполнении заданий.
Учитель: Как вы думаете, хорошо ли мы поработали на уроке?
Ученики: Да!
Учитель: Как вы догадались?
Ученики: ежик Филя нас хвалил, говорил, что мы все выполнили верно! Мы - молодцы!
Учитель: Думаю, вы поделитесь с родителями впечатлением об уроке.



—айт учител¤ начальных классов © 2008 все права защищены