Сайт учителя начальной школы 9 Будниковой Тамары Викторовны г. Долгопрудный, Московская область, 08.08.2020
город Долгопрудный Московская область учитель начальных классов
Будникова Тамара Викторовна
АОУ средняя общеобразовательная школа №9
город Долгопрудный Московская область

Методическая копилка. Четвертый класс. ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.

Тема урока: «Природные зоны. Пустыни»

Цели и задачи :  -  формировать у учащихся универсальные учебные     действия:
                 личностные: самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация;
                познавательные: работа с информацией, работа с учебными моделями,      выполнение логических операций;
               регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;
              коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества
-формировать представление о природной зоне пустыни;
-познакомить с географическим положением этой природной зоны,
климатическими условиями, растительным и животным миром и
деятельностью человека;
-развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать,
-работать с помощью карты и атласа-определителя «От земли до неба»;
-воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну.

Оборудование: - учебник «Мир вокруг нас» 4 класс А.А.Плешакова, Е.А.Крючковой;
-карта природных зон;
-презентация «Пустыни»;
-инструкционные карты;
-атлас-определитель «От земли до неба»;
-магнитный плакат «Зона пустыни».

 

                                                                                                                                                                 
 


Этапы  урока

Содержание

Примечание

 

Организационный момент.

 

Проверка домашнего задания.

 

 

 

 

Актуализация знаний учащихся.

 

 

 

 

Работа с картой  природных зон России.

 

Исследовательская работа.
Постановка проблемы.

 

Добывание новых знаний.

 

 

 

 

 

 

    Физминутка  

 

Подведение итогов исследования.

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление изученного материала.

 

Подведение итогов урока.

 

 

 

Рефлексия.

 

 

 

 

Домашнее задание.

 

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

 

- С какой природной зоной мы знакомились на прошлом уроке? ( С зоной степей ).
- Какие особенности климата в этой природной зоне?
- Как приспособились животные и растения к жизни в условиях этой природной зоны?
- Назовите основные виды деятельности людей данной природной зоны.
- Как влияет хозяйственная деятельность человека на природу степей?
- Какие экологические проблемы с этим связаны?

- Иллюстрации каких природных зон вам представлены?
- На какой из иллюстраций известная вам природная зона?
- Какие характерные особенности помогли вам сделать такой вывод?
- Как вы думаете, неизученная природная зона находится севернее или южнее зоны степей?
- Почему вы так решили? Докажите.
- Сегодня мы поговорим об этой природной зоне.    Называется она зоной пустынь.

Определение расположения зоны пустынь относительно зоны степей.

 

- Разделившись на микрогруппы, вы будете представлять группы различных ученых, исследующих новую природную зону по вопросам ваших инструкционных карт.
- По завершению исследовательской работы мы должны определить основные отличия зоны пустынь от зоны степей.

Работа в микрогруппах:

  1. Географы
  2. Ботаники
  3. Зоологи
  4. Социологи
  5. Экологи

 

 

 

 

 

 

                 Отчет представителей микрогрупп.

  1. Географы рассказывают и показывают на карте о географическом положении природной зоны, об особенностях климата пустынь.
  2. Ботаники представляют растительный мир пустынь, рассказывают о том, как приспособились растения к жизни в данной природной зоне.
  3. Зоологи рассказывают о животном мире пустынь, о приспособлении к жизни представителей животного мира.
  4. Социологи делятся информацией о населении пустынь и его хозяйственной деятельности.
  5. Экологи освещают экологические проблемы пустынь, меры, которые используются для решения этих проблем и природоохранные мероприятия.

 

Составление экологической пирамиды и цепей питания.

 

 

- С какой природной зоной познакомились на уроке?
- Каковы особенности её климата?
- Назовите типичных представителей растительного и животного мира? Как они приспособились к жизни в условиях пустынь?
-Что нужно делать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в пустыне?

 

На доске вывешивается заранее заготовленное дерево без листьев. У детей- разноцветные листочки на магнитной основе( желтые и зелёные).
- Прикрепите, пожалуйста, к дереву листочки. Кому всё понятно-желтого цвета, если возникли какие-либо трудности- зелёного цвета.
Это дерево нам пригодится на следующем уроке при изучении новой природной зоны.

 

Страницы учебника 122-131-отвечать на вопросы.
Подготовить мини-сообщение про одного из представителей растительного или животного мира пустынь.

 

 

 

При ответах детей используется карта, дополнительный материал и доклады, подготовленные дома

 

 

 

Использование мультимедийного проектора.
Фрагмент презентации ( 2 слайда) с изображением зоны степей и пустынь.

 

На доске-карта природных зон.

 

Деление на микрогруппы с учетом желания и интересов детей. Раздача инструкционных карт.

В процессе работы дети используют учебник «Мир вокруг нас» А.А.Плешакова, Е.А. Крючковой; атлас-определитель «От земли до неба»; справочную литературу; инструкционные карты.

 

 

С использованием мультимедийного оборудования.

 

Во время выступлений представителей микрогрупп учителем демонстрируется  презентация, иллюстрирующая их рассказ.

 

 

 

 

Используется магнитный плакат «Зона пустынь».

 

 

 

 

 

 

Дети по очереди (по рядам) выходят к доске, прикрепляют листочки.

 

 

С использованием дополнительной  и справочной литературы.

 

Анализ урока с точки зрения формирования УУД.

     В рамках данного урока универсальные учебные действия формируются на различных его этапах.
Так личностные  УУД  формируются  во время организационного момента (самоопределение), при проверке домашнего задания и постановке проблемы (смыслообразование). Морально-этическая ориентация осуществляется в рамках исследовательской работы при затрагивании вопросов экологических проблем и экологических связей в пустыне.
    Познавательные  УУД  формируются в исследовательской работе при добывании новых знаний (работа с новой информацией из учебника, атласа-определителя и дополнительной литературой); при подготовке    выступлений по инструкционным картам ( использование знако-символических средств, схем решения);  при постановке проблемы, подведении итогов исследования, итогов урока (выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения и т.д.)
     Регулятивные УУД  формируются на этапах деления на микрогруппы, выборе выступающего, подведении итогов урока, рефлексии (управление своей деятельностью, проявление  инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция).
И, конечно, коммуникативные УУД  - речевая деятельность, навыки сотрудничества формируются в процессе всего урока, на всех его этапах. Особенно эффективно развиваются навыки сотрудничества при работе в микрогруппах.
На уроке проведена рефлексия учебной деятельности,с детьми обсуждены планируемые результаты обучения на сегодняшний урок.



—айт учител¤ начальных классов © 2008 все права защищены