Сайт учителя начальной школы 9 Будниковой Тамары Викторовны г. Долгопрудный, Московская область, 08.08.2020
город Долгопрудный Московская область учитель начальных классов
Будникова Тамара Викторовна
АОУ средняя общеобразовательная школа №9
город Долгопрудный Московская область

Методическая копилка. Третий класс. МАТЕМАТИКА.

Тема урока: «ПРОВЕРКА ДЕЛЕНИЯ»

Цели: научить выполнять проверку деления умножением; закреплять навыки решения задач и примеров;совершенствовать вычислительные навыки.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
В устную работу на уроке включить:
1. Задание № 3.
В деревне 19 домов, а в посёлке в 4 раза больше. Объясните, что обозначают выражения: 19 · 4; 19 · 4 – 19.

2. Игру «Плюс или минус, умножить или разделить».
Учитель должен сформулировать несколько простых задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц (в несколько раз), на разностное и кратное сравнение, а дети – показать знак действия, которым решается данная задача.
1) В одном пенале 18 карандашей, а в другом 9. Во сколько раз больше карандашей в первом пенале, чем во втором?
2) У Никиты было 6 белых голубей, а серых в 2 раза больше. Сколько серых голубей у Никиты?
3) Ястреб живёт 100 лет, а лошадь 40. На сколько лет ястреб живёт дольше лошади?
4) На одной полке стояло 48 книг, а на другой на 20 книг меньше. Сколько книг на другой полке?
III. Работа над новым материалом.
Для подготовки к рассмотрению алгоритма проверки деления умножением полезно повторить правило:
Если умножить частное на делитель, то получится делимое.
Для этого можно записать на доске заранее примеры вида:
56 : 7 80 : 20 100 : ? = 50
Решая эти примеры, вызванные к доске ученики должны не только записать ответ, но и дать объяснение:
56 : 7 = 8, так как  8 · 7 (или 7 · 8) равно 56 (56 разделить на 7, получится 8, так как если 8 умножить на 7, получится 56);
80 : 20 = 4, так как 20 · 4 = 80 (или 4 · 20).
После этого следует сформулировать уже хорошо знакомую детям взаимосвязь между компонентами деления и сказать, что на ее использовании основана проверка правильности выполнения действия деления.
После такой подготовки предложить учащимся прочитать объяснение, данное в учебнике, и объяснить тот пример, которым оно проиллюстрировано.
78 : 3 = 26
Дети. Частное умножаю на делитель: 26 · 3 = 78. Сравниваю полученный результат с делимым: 78 = 78. Эти числа равны, значит, деление выполнено верно.
Полезно, чтобы 2–3 раза основные этапы проверки деления умножением были повторены вызванными учениками (один ученик объясняет, что делает сначала, другой – что потом, третий делает вывод). Объяснение всегда должно вестись на конкретном примере.
Для первичного закрепления с пояснениями выполняется задание № 1 (комментирование см. выше).
После этого (на основе изученной ранее связи между числами при делении и проверки деления) учащиеся рассматривают и объясняют решение уравнения из задания № 2.
З а д а н и е  № 2.
х : 2 = 14
Дети. Неизвестно делимое. Чтобы найти делимое, надо частное умножить на делитель:
х = 14 · 2
х = 28
28 : 2 = 14
14 = 14
IV. Физкультминутка.
V. Работа над пройденным материалом.
1. Решение задач. Перед решением задачи № 4 учитель вместе с детьми записывает на доске краткую запись:

1-й рабочий — 2 дня по 23 д.

                                                  ?

2-й рабочий — 2 дня по 21 д.

После этого дети должны заметить, что задачу можно решить двумя разными способами.
I способ:
1) 23 + 21 = 44 (д.) – 2 рабочих за 1 день
2) 44 · 2 = 88 (д.)
II способ:
1) 23 · 2 = 46 (д.) – 1-й рабочий за 2 дня
2) 21 · 2 = 42 (д.) – 2-й рабочий за 2 дня
3) 46 + 42 = 88 (д.)
О т в е т: всего 88 деталей за 2 дня.
Затем учащиеся записывают решение задачи самостоятельно любым способом.
Задачу № 5 можно предложить учащимся решить самостоятельно. Учитель оказывает помощь детям, которые затрудняются в решении задачи.
2. Задание № 6 (1, 2) учащиеся выполняют с комментированием у доски. Оно подготавливает учащихся к введению новой темы «Деление с остатком».
№ 6 (1).
Запишите числа от 19 до 30 и подчеркните те из них, которые делятся на 4 без остатка.
№ 6 (2).
Запишите числа от 20 до 30 и подчеркните те из них, которые делятся на 3 без остатка.
3. Для самостоятельной работы на уроке учащимся можно предложить задание № 7.
VI. Итоги урока.
Учитель. Ребята, над чем работали сегодня на уроке?
Учитель. Что повторяли вы сегодня на уроке?
Домашнее задание.


—айт учител¤ начальных классов © 2008 все права защищены