Сайт учителя начальной школы 9 Будниковой Тамары Викторовны г. Долгопрудный, Московская область, 08.08.2020
город Долгопрудный Московская область учитель начальных классов
Будникова Тамара Викторовна
АОУ средняя общеобразовательная школа №9
город Долгопрудный Московская область

Методическая копилка. Четвертый класс. РУССКИЙ ЯЗЫК.

Тема урока: «Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложении с прямой речью»

Цели урока:                                    (4 класс, УМК «Школа – 2100»)

  • систематизировать, обобщить знания учащихся о сложных предложениях и предложениях с прямой речью;
  • развивать пунктуационные навыки и навыки синтаксического разбора;
  • прививать интерес к русскому языку как предмету и как средству общения;
  • расширять и пополнять лексический запас учащихся.

                                       Ход урока
 I.  Организационный момент.
II. Минутка чистописания.
- Чем кончается день и ночь? (ь)
- Что стоит посередине земли? (м)
- Чем кончается лето и начитается осень? (о)
- Кто догадался, какие буквы мы сегодня будем повторять на  минутке чистописания? ( м   ь   о)
- Возьмите карточку для чистописания, обведите  ручкой по пунктирным линиям. Развиваем мелкую моторику рук.
- Положите наклонно тетрадь.
- Посмотрите внимательно, как эти буквы буду писать я.
(показ учителя на доске)
                  М  о   ь        ь    ь   ь     мМм
- Повторите у себя в тетрадях на следующей строке.

III. Словарная работа.
1.Словарный диктант « Наоборот».
- Запишите в тетради словарные слова, обозначьте орфограммы.
- Если я назову имя существительное, то вы запишите однокоренное имя прилагательное, если я назову имя прилагательное, то вы запишите однокоренное имя существительное.
карнавальный – (карнавал)
коридорный – (коридор)
фантастика – (фантастическая  повесть)
тревожный – (тревога)
алмаз – (алмазная крошка)
шинельная пуговица – ( шинель)
2.Работа со словарным словом « шинель».
- Объясните его значение.
Подготовленные ученики объясняют лексическое значение слова.
- Выполните транскрипцию слова шинель.
Запись: шинель – [ ш ы н э л ] – 6 б., 5 зв.

3.Составление предложений.
- Устно составь словосочетание со словом « шинель». (солдатская шинель)
- Устно составьте простое предложение с этим словосочетанием.
( учащиеся проговаривают вслух)
- Запишите предложение, составь схему.
                           гл.                                        сущ.
      В шкафу висит старая солдатская шинель.     [=  -].
(учащийся  выполняет запись и разбор у доски)
На доске:        


простое

 

- Устно составьте сложное предложение со словом « шинель».                                           
( учащиеся проговаривают вслух)
- Запишите предложение, составь схему.
сущ.        гл.        мест.    гл.                      гл.
[Солдат  согрелся], [ он   скинул шинель и сел к огню].  [ - = ], [ - ○ и ○ ].
( учащийся выполняет запись и разбор у доски)
На доске:


сложное

 

 - Устно составьте предложение с  прямой речью со словом « шинель».
( учащиеся проговаривают вслух)
- Запишите предложение, составь схему.
 Она закричала из окна: « Застегни шинель, простудишься!»  А : «П!»
На доске:


прямая  речь

 

IV. Сообщение темы урока.
- Используя ключевые слова, сформулируйте тему нашего урока.
- Сегодня у нас урок закрепления. Цель нашего урока обобщить знания по изученным темам.

V. Работа по теме урока.
- Вспомнить все полученные знания по нашей теме, нам поможет кроссворд.
( индивидуальная работа учащихся по карточкам)

- Проверим, какое слово у вас получилось в выделенном прямоугольнике?              ( цитата)
- Что такое цитата?
(от латинского -  провозглашать, дословная выдержка из какого - либо текста  или дословно приводимые чьи - либо слова)
- Подберите однокоренные слова.
(цитата – цитатный, цитирование, цитировать)
- Какие знаки препинания нужны в предложении с цитатой?
(« »   -    .   ?   !   …    , )
- Самое главное при цитировании – соблюсти достоверность. Если вы передаете чужую речь, чаще всего это слова авторитетного человека. Не допускайте вольного изменения текста. Верно и грамотно переданная цитата является признаком вашего уважительного отношения к самому автору высказывания.
- Сейчас мы с вами будем тренироваться в использовании полученных  теоретических знаниях на практике.

1.Исправьте ошибки в схемах. (карточка)
1)  [ - =  , и   -  = ].                    3)  А – « П.»
2)  [ ○], но [○ - = ].                   4)  « П »  а .
- Проверьте себя. ( на доске образец)

2.Графический диктант.
Учебник, упр. 99 с. 82.
- Я читаю предложение, вы самостоятельно определяете на слух, какое это предложение.
- Я читаю предложение повторно, вы в тетради составляете схему.
- Поставьте цифру 1.
( учащиеся выполняют самостоятельно, 2 уч – ся у доски)
- Выполните взаимопроверку.
( «5» - без ошибок, «4» - 1 ошибка, «!» - 2 и более ошибок)
- Чем отличаются предложения с прямой речью от сложного предложения?                   ( есть слова автора)

 

VI.  Итог урока.
- Над чем мы сегодня работали?                                                                                ( над постановкой знаков препинания в предложениях с прямой речью, в
сложном и простом предложении)
- Проверьте, насколько хорошо вы поработали на уроке. Выполните тестовые задания на индивидуальных листах.

 

VII. Рефлексия.
- Молодцы, вы сегодня хорошо поработали.
- Давайте подумаем, кто из ваших одноклассников сегодня работал отлично и может получить «5».
- Кому сегодня на уроке было легко и интересно работать? Почему?
- У кого из вас были затруднения? Как вы думаете, почему?

 

 

 

                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание: C:\Users\Alexei\Desktop\Безимени-1.jpg

 

 


Исправь ошибки в схемах:

1)  [ -  =  , и   -  = ].                    3)  А – « П.»

 

2)  [ ], но [ -  = ].                4)  « П »  а .

 



—айт учител¤ начальных классов © 2008 все права защищены