Сайт учителя начальной школы 9 Будниковой Тамары Викторовны г. Долгопрудный, Московская область, 08.08.2020
город Долгопрудный Московская область учитель начальных классов
Будникова Тамара Викторовна
АОУ средняя общеобразовательная школа №9
город Долгопрудный Московская область

Методическая копилка. Четвертый класс. МАТЕМАТИКА.

Тема урока: «Счет предметов»

Цели: повторить чтение и запись чисел в пределах 1000; название разрядов, вспомнить названия чисел при сложении и вычитании, связь между результатами и компонентами этих действий, приемы устного сложения и вычитания; закрепить умение решать простые и составные задачи.

О б о р у д о в а н и е: предметный абак с названием разрядов.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счет.

Учитель. Как называются компоненты при сложении?

Дети. 1-е слагаемое, 2-е слагаемое, сумма.

Учитель. Как найти неизвестное слагаемое?

Дети. Надо из суммы вычесть известное слагаемое.

Учитель. Как называются компоненты при вычитании?

Дети. Уменьшаемое, вычитаемое, разность.

Учитель. Как найти уменьшаемое?

Дети. Надо разность и вычитаемое сложить.

Учитель. Как найти вычитаемое?

Дети. Надо из уменьшаемого вычесть разность.

слагаемое

180


40


уменьшаемое

270


40

слагаемое

230

70



вычитаемое

30

500


сумма


430

120


разность


20

25

2. Заполнить ребусы.

3 + 6 = 42

47 + 1 = 3

3. Найдите закономерность и продолжи ряды чисел.

а) 17, 27, 37, 47, …, …, …

б) 19, 28, 37, 46, …, …, …

в) 12, 21, 34, 43, …, …, …

4. Решение задач.

Дети читают задачу 5, решают ее устно и составляют к ней 2 обратные задачи, которые тоже решают устно.

III. Повторение пройденного.

Повторение нумерации трехзначных чисел.

Учитель разбирает вместе с детьми вводную статью в учебнике вверху на с. 4. Потом просит посчитать сотнями от 100 до 1000 в прямом и обратном порядке.

Учитель выставляет у доски абак с кармашками и задает вопросы.


Учитель. На каком месте, считая справа налево, пишут единицы, десятки, сотни?

Как называются разряды?

Дети. Единицы – это единицы I разряда. Десятки – II разряда, а сотни – III разряда.

Учитель. Я сейчас поставлю в абак карточки с цифрами, а вы прочитаете, какие числа получились, и назовете, сколько в каждом отдельно сотен, десятков и единиц.

Учитель ставит числа: 600, 720, 602, 325, 871.

Учитель. С помощью цифр 4, 5, 6 запишите на абаке 6 различных трехзначных числе. Условие: цифра не должна повторяться в одном числе два раза.

Дети. 456, 465, 546, 564,645, 654

После этого учащиеся с комментированием выполняют задания из учебника № 1, 2(письменно), 3.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

IV. Решение задач.

Задачу 6 один учащийся решает с комментированием у доски.

Мише — 10 лет

Дедушке - ? в 6 раз больше, чем Мише.

Бабушке - ? на 4 года моложе, чем дедушка

1) 10 · 6 = 60 (лет) – дедушке

2) 60 – 4 = 56 (лет)

О т в е т: 56 лет бабушке.

Комментирование учащихся может быть таким:

Задача составная. Прежде чем найти возраст бабушки, надо узнать, сколько лет дедушке. Для этого надо 10 умножить на 6, а затем из полученного результата вычесть 4.

Задачу 8 учитель тоже разбирает с детьми коллективно. Сначала совместно записывается условие, а потом один ученик решает эту задачу у доски с комментированием одним способом, а потом выходит к доске второй ученик, который решает эту задачу другим способом.

Было – 180 с.

Прочитал – 52 с. и 28 с.

Осталось – ? с.

I способ: 1) 180 – 52 = 128 (с.) – осталось прочитать после первого дня

2) 128 – 28 = 100 (с.)

II способ: 1) 52 + 28 = 80 (с.) – прочитал

2) 180 – 80 = 100 (с.)

О т в е т: 100 страниц осталось прочитать.

V. Решение примеров.

Примеры № 4 можно предложить детям решить самостоятельно.

VI. Итог урока.

Учитель. Ребята, что повторяли сегодня на уроке?

Дети. На уроке мы повторяли нумерацию чисел в пределах 1000, решение примеров. Вспомнили также решение задач несколькими способами и составление обратных задач к данной задаче.

Домашнее задание: стр. 5 № 7.



—айт учител¤ начальных классов © 2008 все права защищены