Сайт учителя начальной школы 9 Будниковой Тамары Викторовны г. Долгопрудный, Московская область, 08.08.2020
город Долгопрудный Московская область учитель начальных классов
Будникова Тамара Викторовна
АОУ средняя общеобразовательная школа №9
город Долгопрудный Московская область

Методическая копилка. Второй класс. ЧТЕНИЕ.

Тема урока: Сказочные богатыри. Чем силен человек? (Киргизская сказка «Дыйканбай и дэв»).

Цели урока: обучать приемам понимания текста, приемам ведения «диалога с автором»; совершенствовать технику чтения; закрепить понятия «богатырская сказка», «богатырь»; развивать умения и навыки речевой деятельности; воспитывать патриотические чувства,  интерес к истории нашей Родины и других народов.
Тип урока: обучение чтению нового текста (начало работы).
Технология:  формирование типа правильной читательской деятельности.
Оборудование: презентация по теме урока.


Этапы урока, время.

Содержание работы.

Формы, методы и приёмы.

І. Организационный  момент. (1-3 мин.)

- Прозвенел для нас звонок…        (слайд 2)
- Здравствуйте, люди добрые. Присаживайтесь поудобнее да послушайте. Собралися мы с вами на беседу добрую и складную. Чтоб был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и все внимательно слушали. Всё, что услышите, может вам пригодиться.  

Включение детей в деятельность.
Позитивный настрой на урок.
Общая установка урока (выделение содержательной области).
Музыкальное сопровождение.

ІІ. До чтения. (5-10 мин)
1)Прослушивание отрывка музыкального произведения.


2)Лексическая работа.

3)Проверка домашнего задания.

 

4)Индивидуальная самостоятельная работа на карточках «Одежда и оружие богатыря».

 

5) Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока.

 

 

 

6) Антиципация.

 

1) Звучит  отрывок из музыкального произведения.                  (слайд 3)
- Какие чувства, образы возникли у вас при прослушивании этого музыкального произведения?
2) Подбор синонимов к слову богатырь.                          (слайд 4)

3)Мальчики показывают рисунки и рассказывают об оружии богатырей.
Девочки показывают рисунки и рассказывают об одежде эпохи богатырей.
4)Самостоятельная работа по карточкам <Приложение 1> (по желанию детей). Самопроверка.
(слайд 5)
Физкультминутка
(слайд 6)

Дружно встали раз, два, три –
Мы теперь богатыри…
5) Чтение авторского текста учителем (или заранее подготовленным учеником) с. 187 учебника.                               
Вопросы после чтения:
(слайд 7)
- Что свойственно богатырям разных народов?
- Как зовут киргизского, узбекского, башкирского богатырей?
- Чем славились богатыри?
- Какие сказки вы о них вы читали?
Работа со скороговоркой.
(слайд 8)

Задание 1 в тетради с. 28.
- Чем необычна скороговорка?
- Можно ли по ее содержанию определить, что мы будем читать?
Прочитайте название текста на с. 188.                                    (слайд 9)
- Кто такой дэв? Где об этом можно узнать? (чтение сноски.)
- А кто это Дыйканбай? (это имя мужчины.)
- Кто автор сказки?
Вот откуда такое непонятное название сказки?
Киргизия – это страна в Средней Азии со своей культурой, своими обычаями, своим языком, своими сказками (можно показать на карте).                            (слайд 10)
Рассмотрите иллюстрацию. Кого вы на ней видите?           (слайд 11)
- Как художник показал величину дэва? (он сидит, но все равно   выше, чем охотники.)
- Как вы думаете, что произойдет дальше?
- Кто победит и чем: силой или умом? Давайте прочитаем сказку.

 

Эвристическая беседа.
Индивидуальный подход.
Самостоятельная работа (самопроверка).
Иллюстративный метод (ИКТ).
Частично-поисковый метод.
Принцип психологической комфортности.

ІІІ. Работа во время чтения.    (15-20мин)
1)Первичное чтение текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2)Беседа по содержанию в целом.

1)Чтение сказки детьми по абзацам.
Вопросы после чтения 1-ого абзаца:                              (слайд 12)
- Кто же такой Дыйканбай?
- Каким он был человеком?
Чтение 2-3-го абзацев:
- Каким вы представляете дэва?
- Что такое бурдюк? (мешок из шкуры животного для хранения и перевозки вина и других жидкостей.) Чурбак? (обрубок бревна.)
- Совпадает ли наше представление о дэве с предположением художника?
(слайд 13)
- Как вы думаете, почему стал смеяться дэв? А Дыйканбай?
Физкультминутка музыкальная.
(слайд 14)

Прочитаем дальше и проверим предположения.
После чтения 4-го абзаца:              (слайд 16)
- Чему радовался дэв? А Дыйканбай?
- Верите ли вы словам Дыйканбая?  Почему он так сказал?
Чтение далее:
- Почему дэв струсил?
- Что сказал Дыйканбай, чтобы дэв поверил ему и испугался?
- Как дэв «спас» свою жизнь?
Чтение текста на с. 190 до слов «А дэв без оглядки кинулся бежать».
- Что потребовал Дыйканбай от дэва? О чем это говорит?
- Почему дэв рассказал о трех дэвах, живущих на острове?
Чтение до конца (читают про себя.)
                                        (слайд 17)
- Как в сказке говорится о силе дэвов?
- Почему Дыйканбай с товарищами залезли на дерево?
- Какой рассказ они услышали?
- Почему царь дэвов советовал остерегаться людей?
- Как удалось охотникам напугать сразу 40 дэвов?

Самостоятельное чтение,  чтение-слушание, комбинированное чтение вслух или про себя.
Выявление совпадений первоначальных предположений  учащихся с содержанием текста.
Метод «вдумчивого чтения», диалог с автором чрез текст.
Выявление первичного восприятия (беседа) с учетом возрастных и индивидуальных возможностей класса.

IV. После чтения(10-15 мин)
1)Концептуальная  беседа по тексту.
2)Работа с заглавием, иллюстрациями.
3)Работа в тетради по литературному чтению. Самостоятельная работа в группах. Коллективная проверка.

Вопросы после чтения всей сказки:
- Понравилась ли вам сказка? Как вы думаете, почему Дыйканбай смог победить дэвов?

 

Задание 2 в тетради, с. 28.          (слайд 18)

Коллективная дискуссия.
Работа с дополнительными источниками.
Самостоятельная работа в группах (с коллективной проверкой).

V. Подведение итогов урока

    1. мин)

 

 


1)Домашнее задание.

Прочитайте 3-е предложение сказки.                            (слайд 19)
- О каком человеческом качестве рассказывает эта сказка?
Прочитайте пословицы  и определите, к кому относится каждая:
Плохи дела – где сила без ума.
Смекалка и ум к победе ведут.

Перечитать сказку, разделить ее на части.
Задание 5 в тетради, с. 28.
Выразительное чтение понравившегося  фрагмента (по желанию)

Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.
Перечисление своих действий.
Демонстрация главного итога.
Соблюдение принципа психологической комфортности.



—айт учител¤ начальных классов © 2008 все права защищены