Сайт учителя начальной школы 9 Будниковой Тамары Викторовны г. Долгопрудный, Московская область, 08.08.2020
город Долгопрудный Московская область учитель начальных классов
Будникова Тамара Викторовна
АОУ средняя общеобразовательная школа №9
город Долгопрудный Московская область

Методическая копилка. Третий класс. МАТЕМАТИКА.

Тема урока: «Тонна. Центнер»

Образовательные задачи:

  1. обучающие— закрепление знаний учащихся об из­вестных единицах массы; знакомство с новыми еди­ницами массы; установление соотношения между
    тонной и килограммом, центнером и килограммом; закрепление умений заменять крупные единицы массы мелкими и наоборот;
  2. развивающие — совершенствование умений читать, решать и проверять уравнения и практические зада­чи;
  3. воспитательная— формирование экономического мышления, адаптивных качеств личности.

Дидактические средства: весы торговые до 1 кг; весы-безмен до 10 кг; весы лабораторные до 10 г; абаки, кар­точки-мешки.
Ход урока
1. Организационный момент.
2.    Совершенствование вычислительных навыков.
Устный счет (повторить таблицы умножения и деле­ния).
Показать результат на абаках:
6 * 9        64 : 8
7 * 6        50 : 5
8 * 7        49 : 7
9 * 9        63 : 9
6 * 8        72 : 8
Решение круговых примеров:
80 * 5        720:6           400:5        40*4
120 * 6       160 : 4.
3. Решение уравнений.Запиши, прочитай запись, реши
и проверь. (3 ученика вызываются к доске; по очереди ре­шают по одному уравнению.)
Неизвестное число увеличили на 100 и получили 660.
Неизвестное число уменьшили на 100 и получили 660.
Неизвестное число увеличили на 30 и получили 380.
Четвертое уравнение записывают ученики самостоя­тельно, выполняют решение и проверку. Из неизвестного числа вычли 80 и получили 220.
4. Устные фронтальные упражнения, подводящие к изу­чению нового материала:
Во сколько раз 1 меньше 10?
Во сколько раз 100 больше 1?
Во сколько раз 100 больше 10?
Сколько всего десятков в 100; в 10; в 1000?
5. Изучение нового материала с опорой на имеющиеся зна­ния учащихся.
— Давайте вспомним, какими единицами измеряют массу предметов, вещей (г, кг)?
Сколько в 1 кг граммов? Во сколько раз 1 г меньше 1 кг, а 1 кг больше 1 г?
(На учительском столе 3 весов: торговые (до 1 кг), весы-безмен (пружинные) до 10 кг; весы лабораторные (аптечные) до 10 г, а также пучок моркови; пакет с яблоками и золо­тое кольцо.)
Как выдумаете, ребята, на каких весах можно взвесить эти предметы? (Выясняем, что на торговых весах взвесим морковь, на пружинных пакет с яблоками, на лаборатор­ных кольцо).
Произвели взвешивание и выяснили, что морковь ве­сит 400 г, пакет с яблоками — 5 кг, кольцо — 2 г.
Вес какого предмета можно выразить в более мелких единицах? (5 кг яблок). Запишем 5 кг = 5000 г.
Предположим, что вы — фермеры, вырастившие бога­тый урожай зерновых и овощей. Излишки продукции вы хотите продать. Как вы думаете, какими весами будете пользоваться при взвешивании вашего урожая — из трех
разновидностей? (Выясняем, что больше всего пригодными являются пружинные весы).
Сколько же времени потребуется, чтобы перевесить 5000 кг картофеля или несколько мешков лука? (Работа трудоемкая и займет много времени.)
Для взвешивания больших грузов используют более крупные единицы массы.
(Учитель открывает запись на доске) — тонну и цент­нер.
1 ц = 100 кг; 1 т = 1000 кг.
Учащиеся повторяют названия новых единиц массы и объясняют, сколько более мелких единиц составляют 1 т и 1 ц.
(Далее учитель дает трем ученикам карточки в виде мешков, на которых написано 50 кг.)
Задание 1-му ученику. Сосчитай, сколько мешков кар­тофеля ты собрал со своего поля? (5 м). Сколько кило­граммов вмещает каждый мешок? (50 кг). Сколько всего килограммов картофеля ты собрал? 50 * 4 = 200 кг. Вырази массу своего урожая в более крупных единицах: 200 кг =  2ц.
Задание 2-му ученику. Ты вырастил лук. Сколько у тебя мешков с луком? (6). Сколько в каждом мешке килограм­мов лука? (50). Сколько же кг лука ты собрал?
(50*6 = 300 кг.) Вырази свой урожай в более крупных единицах: 300 кг=3 ц. Сколько килограммов не хватает до тонны? (700 кг.) Как узнал? (1000 - 300=700 кг.)
Задание 3-му ученику. Ты вырастил на бахче арбузы. Собрал и заполнил 3 грузовика грузоподъемностью 1000 кг. Сколько всего кг арбузов собрал?
(1000 * 3 = 3000 кг.) Сколько это будет центнеров? (30 ц, тонн — 3 т).
Запишите и выразите массу в граммах.

  1. Самая большая морковь выращена в 1986 г. в Новой Зеландии. Масса ее 7 кг.
  2. Самый большой лимон выращен в 1982 г. в Америке. Его масса — 3 кг 88 г.

3. Самая большая дыня массой 118 кг выращена в Аме­рике; вырази в центнерах. (Как рассуждаем).
Для закрепления решаем дополнительные задания из учебника.
6.   Решение задачи(ее условие заранее написано на доске).
Масса 1-го искусственного спутника Земли — 83 кг, мас­са 2-го спутника на 425 кг больше, масса 3-го на 819 кг больше второго. Какова масса третьего спутника Земли?
(Решение записывается по действиям с пояснением. Ко­нечный результат выражаем в центнерах, а затем в тон­нах).
7.   Подведение итога урока.
С какими новыми единицами массы вы познакомились? Когда их применяют?
Назовите соотношение между центнером и килограм­мом, тонной и килограммом, центнером и тонной.
8.   Выдача домашнего задания. Материал по закреплению пройденной темы.



—айт учител¤ начальных классов © 2008 все права защищены