Сайт учителя начальной школы 9 Будниковой Тамары Викторовны г. Долгопрудный, Московская область, 08.08.2020
город Долгопрудный Московская область учитель начальных классов
Будникова Тамара Викторовна
АОУ средняя общеобразовательная школа №9
город Долгопрудный Московская область

Методическая копилка. Четвертый класс. МАТЕМАТИКА.

Тема урока: «Умножение чисел»

Основные предметные цели:

  • Перенести приём письменного умножения, когда один из множителей оканчивается на 0 на большие числа;
  • Продолжать учиться округлять числа до заданного разряда.

 

Основные общеучебные цели:

  • Учиться читать, и записывать информацию, представленную в виде различных математических моделей, строить высказывания.
  • Развивать вычислительные навыки, умение рассуждать.
  • Создавать условия для познавательной активности обучающихся.

Оборудование: учебник «Моя математика», 4 класс, 2 часть; индивидуальные карточки с заданиями; ИКТ.

 

ХОД УРОКА

  • Организационный момент.

 

Как важно уметь без ошибок считать
И всё правильно решать.
Потому что без точного счёта
Не сдвинется с места любая работа.
Так всё устроено в мире
На великой чисел силе.

  • Актуализация знаний и обобщение существующих у детей знаний.

 

-Чтобы узнать, что будет являться темой нашего урока, надо написать математический диктант.

  • Индивидуальная работа.

 

Какие числа получатся в конце каждой цепочке?
(Работают 3 пары учащихся по карточке).

1

2. Фронтальная работа.
Математический диктант (один человек за доской).

    • Увеличьте 56 на 12.
    • Найдите произведение 23 и 2.
    • Уменьшите 35 на 13.
    • Напишите число, которое больше 53 на 14.
    • Первое слагаемое 19, второе – 14. Найдите сумму.
    • Сумма чисел 65, первое слагаемое 22, найдите второе.
    • Найдите разность чисел 83 и 35.
    • Назовите число, которое меньше 72 на 14.
    • Найдите частное чисел 64 и 4.
    • Уменьшите 48 в 2 раза.

Ученики меняются тетрадями, проверяют друг у друга.
На доске появляются карточки с ответами (1-ый слайд).

 

68

46

22

67

33

43

48

58

16

24

- Расположите в порядке возрастания.
На доске появляется ряд чисел (№2 - №4 слайд).

 

16

22

24

33

43

46

48

58

67

68

У

М

Н

О

Ж

Е

Н

И

Е

.

 

 

УМНОЖЕНИЕ

-А cейчас пришло время узнать результаты работы тех ребят, которые работали самостоятельно.
1
Одна пара говорит ответы, другие пары сверяют, если не согласны, исправляют.
На доске появляются цепочки с ответами( слайд   с      №5    по    №12). 11
1

 

1
1

 

1

1

1-На какие группы можно разделить результаты вычислений.

 

Слайд №13.
1

 

III. Определение темы и целей урока.

-Какие числа будем учиться умножать? (числа, оканчивающиеся нулями)

У людей говорят:
«Не шути с огнём!»
А у нас говорят:
«Не шути с нулём!»
У нуля про запас
Сотни каверз и проказ,
Нужен глаз за ним
Да глаз!

Слайд №14.

1

-Откройте учебник на странице 34-35. Определите цели урока.

Высказывания детей.

На доске цели: (слайд №15)

  • Перенести приём письменного умножения, когда один из множителей оканчивается на 0 на большие числа;
  • Продолжать учиться округлять числа до заданного разряда.
  • Учиться читать, и записывать информацию, представленную в виде различных математических моделей, строить высказывания.
  • Развивать вычислительные навыки, умение рассуждать.

 

Ещё раз проговариваются цели урока.

IV.  Работа по учебнику.
№1.
А) вычисли устно (по группам)

15*30                     5*300               900*20
40*12                     16000*2           5000*40
20*25                     3000*8             1600*300

1 группа (зелёные карточки).
5*300              
3000*8
900*20
2 группа (синие карточки).
15*30
40*12                                         
20*25

3 группа (красные карточки).
16000*2          
5000*40
1600*300                        

Проверка.
Слайды № 17, №18, №19.

Отвечает один человек из группы.
1

 

 

1

 

-Расскажи, как ты делал вычисления.

1
Б) письменно (у доски)

380*9              6400*8               58*90            64*800

-Как мы будем делать запись?
-Можно записывать так:
38десятков*9= 342дес. = 3420
Или 38*9*10=3420

(чтение текста со знаком ?)
Смог ли ты выполнить задание полностью? Как ты делал записи, умножая в столбик?

V. Физминутка.

Упражнение для мобилизации внимания.

И.п. – стоя, руки вдоль туловища.
1 – правую руку на пояс.
2 – левую руку на пояс.
3 – правую руку на плечо.
4 – левую руку на плечо.
5 – правую руку вверх.
6 – левую руку вверх.
7-8 – хлопки руками над головой.
9 – опустить левую руку на плечо.
10 – правую руку на плечо.
11 – левую руку на пояс.
12 – правую руку на пояс.
13-14 – хлопки руками по бёдрам.

 

№2.
Прочитай и объясни записи.

-Почему в последнем примере мы умножаем на 10 и ещё раз на 10?

Вывод: Чтобы найти произведение круглых чисел, надо выполнить умножение. не глядя на нули, а затем приписать столько нулей, сколько в обоих множителях.
Слайд №16

 

 

 

VI. Закрепление.

№ 3.
Вычисли письменно.
Первый ряд – первый столбик (один у доски, остальные самостоятельно).
Второй ряд – второй столбик.
Третий ряд – третий столбик.

6070*6                     30700*4                    3008*20
10020*4                   2500*4                      12000*300

Проверка.
6070              10020           30700         2500           3008           12000
*   6               *     4           *     4          * 4              *      20       *   300
36420               40080         122800       10000           60160         3600000

 

VII. Оценивание основных результатов работы.

Проговорить:
-чему учились;
- необходимость дальнейшей работы.

 

 

  • Повторение и закрепление ранее изученного.

№ 5.

Решение задачи (а).

Расстояние между посёлками Сосновка и Листвянка 375км. Из Сосновки в Листвянку в  8ч15мин  выехала машина со скоростью 70 км/ч. Пассажир этой машины хочет знать: в какое время  машина сделает остановку в деревне Гремячий Лог, если от этой деревни до Листвянки – 95 км?

 

 

-Прочитайте задачу.
- Сделайте чертёж к этой задаче.

На доске постепенно появляется весь слайд №29.

 

1

 

- Что нам известно?(расстояние, скорость)
- Покажем это на чертеже.
- Что нужно узнать?
- Что для этого необходимо знать? (время движения от С. до Г.Л.)
- Как узнать время? (расстояние : скорость)
- Как найти расстояние от С. до Л.Г.?

Самостоятельное решение задачи по алгоритму, карточке-подсказке.

    • Найди расстояние от Сосновки до Гремячего Лога.
    • Найди время движения от Сосновки до Гремячего Лога.
    • Найди время прибытия машины в Гремячий Лог.
    • Запиши ответ: в …часов….минут.

 

 

  • 375 - … = …(км) – от Сосновки до Гремячего Лога.
  • … : 70 = …(ч) -  время в пути до Гремячего Лога.
  • 8ч15мин + …ч = …ч…мин – в это время машина сделает остановку.

Ответ: в …часов …минут.

Проверка у доски без пояснения.

  • 375 – 95 = 280 (км) – от Сосновки до Гремячего Лога.
  • 280 : 70 = 4 (ч) – время в пути до Гремячего Лога.
  • 8ч15мин + 4ч =12ч15мин – машина сделает остановку.

Ответ: в 12часов 15 минут.
№ 6  (дополнительно, либо домашнее задание)
Расшифруй слово, и ты узнаешь , как называется край, в котором находится посёлок Листвянка.

Индивидуально (6 человек получают по одному примеру, решение записывают в тетрадь).

7199+ 3*(536:8) =                          20015*7 – 99099=
(2010 – 1065) :5*9=                       9020*6 + 53901=
43896 + 2482 + 12039=                 30000 – (6163 – 2916)=
У доски учащиеся переворачивают карточку с результатом .

7 400

41 006

1 701

7 400

26 753

А

Л

Т

А

Й

№ 7 (устно, фронтальная работа, пока учащиеся находят значения выражений).

Найди ложные высказывания, делая приближённые вычисления,

  • Итог урока.

-Назовите тему урока.
- Чему учились на уроке?

  • Домашнее задание.

Стр. 40-41, №1(б) – расшифруй слово.

 

КАРТОЧКИ ДЛЯ РАБОТЫ В ПАРАХ
Фамилия, имя: ______________________

 

1
Фамилия, имя: ______________________

 

1
КАРТОЧКИ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ
(по цветам)

Фамилия, имя: __________________
5*300=              
3000*8=
900*20=
Фамилия, имя: __________________

5*300=              
3000*8=
900*20=

Фамилия, имя: __________________

5*300=              
3000*8=
900*20=

Фамилия, имя: __________________

5*300=               
3000*8=
900*20=

Фамилия, имя: __________________

5*300=              
3000*8=
900*20=

Фамилия, имя: __________________
5*300=              
3000*8=
900*20=

Фамилия, имя: ______________

15*30=
40*12  =                                       
 20*25 =

Фамилия, имя: ______________

15*30=
40*12  =                                      
 20*25 =

Фамилия, имя: ______________

15*30=
40*12  =                                      
 20*25 =

Фамилия, имя: ______________

15*30=
40*12  =                                       
 20*25 =

Фамилия, имя: ______________

15*30=
40*12  =                                      
 20*25 =

 

Фамилия, имя: ______________

15*30=
40*12  =                                      
 20*25 =

Фамилия. Имя: ________________________

16000*2=          
        5000*40=
       1600*300 =                       

Фамилия. Имя: ________________________

16000*2=          
        5000*40=
       1600*300 =                       

Фамилия. Имя: ________________________

16000*2=           
        5000*40=
       1600*300 =                       

Фамилия. Имя: ________________________

16000*2=          
        5000*40=
       1600*300 =                       

Фамилия. Имя: ________________________

16000*2=          
        5000*40=
       1600*300 =                       

 

Фамилия. Имя: ________________________

16000*2=          
        5000*40=
       1600*300 =                       
КАРТОЧКИ-ПОМОЩНИКИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ

 

  • Найди расстояние от Сосновки до Гремячего Лога.
  • Найди время движения от Сосновки до Гремячего Лога.
  • Найди время прибытия машины в Гремячий Лог.
  • Запиши ответ: в …часов….минут.
  • Найди расстояние от Сосновки до Гремячего Лога.
  • Найди время движения от Сосновки до Гремячего Лога.
  • Найди время прибытия машины в Гремячий Лог.
  • Запиши ответ: в …часов….минут.

 

  • Найди расстояние от Сосновки до Гремячего Лога.
  • Найди время движения от Сосновки до Гремячего Лога.
  • Найди время прибытия машины в Гремячий Лог.
  • Запиши ответ: в …часов….минут.

 

  • Найди расстояние от Сосновки до Гремячего Лога.
  • Найди время движения от Сосновки до Гремячего Лога.
  • Найди время прибытия машины в Гремячий Лог.
  • Запиши ответ: в …часов….минут.

 

  • Найди расстояние от Сосновки до Гремячего Лога.
  • Найди время движения от Сосновки до Гремячего Лога.
  • Найди время прибытия машины в Гремячий Лог.
  • Запиши ответ: в …часов….минут.
  •  

 

  • Найди расстояние от Сосновки до Гремячего Лога.
  • Найди время движения от Сосновки до Гремячего Лога.
  • Найди время прибытия машины в Гремячий Лог.
  • Запиши ответ: в …часов….минут.

 

 

      • 375 - … = …(км) – от Сосновки до Гремячего Лога.
      • … : 70 = …(ч) -  время в пути до Гремячего Лога.
      • 8ч15мин + …ч = …ч…мин – в это время машина сделает остановку.

Ответ: в …часов …минут.

 

 

      • 375 - … = …(км) – от Сосновки до Гремячего Лога.
      • … : 70 = …(ч) -  время в пути до Гремячего Лога.
      • 8ч15мин + …ч = …ч…мин – в это время машина сделает остановку.

Ответ: в …часов …минут.

 

        • 375 - … = …(км) – от Сосновки до Гремячего Лога.
        • … : 70 = …(ч) -  время в пути до Гремячего Лога.
        • 8ч15мин + …ч = …ч…мин – в это время машина сделает остановку.

Ответ: в …часов …минут.

 

1) 375 - … = …(км) – от Сосновки до Гремячего Лога.
2)…: 70 = …(ч) -  время в пути до Гремячего Лога.
3)8ч15мин + …ч = …ч…мин – в это время машина сделает остановку.
Ответ: в …часов …минут.

 

1)375 - … = …(км) – от Сосновки до Гремячего Лога.
2)… : 70 = …(ч) -  время в пути до Гремячего Лога.
3)8ч15мин + …ч = …ч…мин – в это время машина сделает остановку.
Ответ: в …часов …минут.

 

 

 

 

 

 

КАРТОЧКИ ДЛЯ УГАДЫВАНИЯ СЛОВА     (работают 6 человек)

 

Фамилия, имя: _________________________
7199+ 3*(536:8) =                         

 

 

 

 

 

Фамилия, имя: _________________________
(2010 – 1065) :5*9=                      

 

 

 

 

 

Фамилия, имя: _________________________

43896 + 2482 + 12039=                

 

 

 

 

 

 

Фамилия, имя: _________________________
20015*7 – 99099=

 

 

 

 

 

Фамилия, имя: _________________________
9020*6 + 53901=

 

 

 

 

 

Фамилия, имя: _________________________

 

30000 – (6163 – 2916)=

 



—айт учител¤ начальных классов © 2008 все права защищены