Сайт учителя начальной школы 9 Будниковой Тамары Викторовны г. Долгопрудный, Московская область, 08.08.2020
город Долгопрудный Московская область учитель начальных классов
Будникова Тамара Викторовна
АОУ средняя общеобразовательная школа №9
город Долгопрудный Московская область

Методическая копилка. Третий класс. РУССКИЙ ЯЗЫК.

Тема урока: «Упражнение в правописании слов с буквой безударного гласного в корне»

Цели:
Обучающий аспект: -применять правила проверки правописания буквы безударного гласного в    корне;
- различать проверяемые и непроверяемые буквы безударных гласных;
- уметь аргументировать свои ответы, формулировать учебную задачу.

Развивающий аспект: - развивать  речь, обогащать ее словарный запас (календарь, бабье лето);
- развивать мышление: уметь анализировать, классифицировать (слова);
- развивать коммуникационные умения при групповой работе.

Воспитывающий аспект: - воспитывать эстетический вкус, культуру общения в группе.

Учебный материал: -  тема урока;
- карточки для фронтальной и индивидуальной работы;
-  иллюстрации «Осенние листья», «Паутинка», «Летящие журавли».

Тип урока:  урок комплексного применения знаний.

Этапы урока: - подготовительный;
- применение знаний и способов действий;
- итог на рефлексивной основе;
- домашнее задание.

 

 

 

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

- Сегодня у нас необычный урок—к нам пришли гости. Давайте покажем, как мы умеем работать все вместе, в группах и индивидуально.

- приветствие

  1. Подготовка к активной познавательной деятельности.

Задачи: актуализация знаний, обеспечение мотивации и принятие учащимися целей   урока.
Формы: фронтальная.
Методы: репродуктивный, продуктивный (классификация)
Учебный материал: тема урока, карточки со словами, вопросы учителя, алгоритм проверки.

На доске иллюстрации «Осенние листья», «Паутинка», «Летящие журавли».

На доске записаны слова:
хол.д, вет.р, д.жди, ос.нь, зол.то, сев.р, .ктябрь, н.ябрь, календарь, л.сток

- Прочитайте слова.
- Какая лексическая тема их объединяет?

(При затруднении обращаю внимание на иллюстрации.
- Может быть вам помогут эти иллюстрации?)

- Вам необходимо выполнить классификацию этих слов.
- Что такое классификация?

- По какому признаку будете это делать?

 

- Как проверить написание безударной гласной в корне?

Обращаю внимание на алгоритм!
- Мы с вами составили алгоритм проверки безударных гласных, который будем использовать и на этом уроке.

- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
Открываю тему!
- Какую цель мы можем перед собой поставить?

 

 

 

 

- осень

 

 

 

 

- деление предметов (слов) на группы по какому-либо признаку
- предложения детей
-проверяемые и непроверяемые безударные гласные
- надо подобрать такое проверочное слово, чтобы безударная стала ударной

 

 

 

- правописание безударных гласных, правило проверки

- закрепить знание о правиле проверки безударных гласных и его применение

  1. Применение знаний и способов действий.

Задачи: применение знаний и способов действий на уровне использования в разнообразных ситуациях.
Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы: репродуктивный, продуктивный.
Учебный материал: вопросы учителя, иллюстрации «Осенние листья», «Паутинка», «Летящие журавли»., карточки для индивидуальной работы с текстом.

- Распределите слова в два столбика по орфограммам, спишите. Вставляя пропущенные буквы. Подготовьтесь доказать, почему именно эту букву вставили.

- Итак, проверим выполнение задания.
- В начале ответа не забудьте указать: слова с какой орфограммой вы будете называть.

 

- Вопросы к ….

 

- Вопросы к ….
Обращаю внимание на алгоритм!
-Как проверить правописание безударной гласной в корне?
-Всегда ли букву гласного можно проверить, применяя правило?
- Как называются слова, в которых нельзя проверить написание букв безударных гласных?
- Что нужно делать, чтобы писать такие слова без ошибок?
- Какое новое словарное слово нам сегодня  встретилось?
- Дайте лексическое значение слову.

- Календарь—от лат. слова  календы—название первого дня месяца у древних римлян. Сейчас: это справочное издание, содержащее последовательный перечень чисел, дней недели, месяцев года.

- Как проверить написание безударных гласных в этом слове?
- Что нужно сделать, чтобы писать это слово без ошибок?
- Поставьте рядом со словом восклицательный знак.

- Какой сейчас у нас месяц по календарю?
- Это месяц какого времени года?

- Сейчас я предложу вам сложное задание на осеннюю тему.
- Как лучше выполнять сложные задания? Почему?
- Повторим самые важные правила работы в группе.

- 3 группа будет работать с рисунком «Паутинка»
- 2 группа будет работать с рисунком «Журавли»
-  1 группа—с рисунком «Листья».

- Задание: каждой группе, используя эти рисунки, нужно составить предложение. Но в этом предложении обязательно должны быть слова с проверяемой безударной гласной в корне.
- Составляете эти предложения и записываете их на доске, подчеркиваете буквы проверяемых безударных гласных и готовитесь объяснить их правописание.

Показываю рабочее место 1, 2, 3 группы у доски.

- Проверяем.

 

- Как вам работалось в группе?
-Что вам помогло успешно выполнить задание?

- Одно из предложений было про паутинку…
- Как называется осенняя пора, когда можно встретить много паутинок, особенно летающих?
- Хотите узнать?

- У вас на партах карточки с текстом.

                             Бабье лето.
Бабье лето—теплый и сухой период ос.ни. Сверху припекает со.нце, тихий воздух прозрачен и све. . Еще зеленеет тра.ка, не погасли луговые цв.ты, а в воздухе л.тает паутина паука-бокохода.  Когда пауки достигают полного расцвета сил, они могут переноситься на своей паутине по воздуху на б.льшие расстояния. А это происходит именно осенью, во время пот.пления.

 

 

- Прочитайте его.
- Так как же называется такая пора?
- Что особенного в записи текста?
-Какое задание может быть дано к этому тексту?
(При затруднении: над какой орфограммой работаем?)

-Мы повторили правило правописания проверяемых безударных гласных в корне, теперь давайте проверим, насколько хорошо усвоили это знание.
- Будьте внимательны: за это задание каждый из вас получит оценку.
- Вам нужно выписать из текста слова с проверяемой безударной гласной, вставляя нужную букву.

(При нехватке времени дети работают на этих карточках, вставляя нужные буквы)

- Сколько слов записали?
- Если все слова записаны верно, какую оценку можем себе поставить?
- Если вы допустили одну ошибку?
- Если две?

- Кто выполнил работу на 5?
-Кто на 4? 3?
- Те, у кого ошибки, над чем вам нужно поработать?

 

 

- учащиеся выполняют задание

 

 

- 1 ученик называет слово, указывает, какую букву вставил и почему
- дети задают вопросы
- 2 ученик называет слово, указывает, какую букву вставил и почему
- дети задают вопросы

- надо подобрать такое проверочное слово, чтобы безударная стала ударной

- не всегда

- словарные

- запомнить, воспользоваться словарем, спросить у взрослого

- календарь
- ответы детей

 

 

 

 

- никак, оно словарное

- запомнить

 

- октябрь
- осени

 

- в группе, легче, быстрее

- учащиеся называют правила

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- лидер каждой группы отчитывается; остальные учащиеся выражают свое согласие или возражение с помощью светофора.

- выслушивали мнения друг друга, дружно

 

 

- предположения детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- дети читают текст «про себя»
- Бабье лето
- пропущены буквы
- вставить пропущенные буквы

 

 

 

 

 

 

- 1 ученик работает за доской

 

 

(- Эталон записан на доске)

- 5
- 4
- 3

  1. Итог на рефлексивной основе.

- Над чем мы сегодня работали?
-Что нам помогало?
-Достигли мы поставленной цели?
- Я хочу, чтобы вы продолжили предложение…

- над орфограммой безударный гласный
- алгоритм, правило проверки



—айт учител¤ начальных классов © 2008 все права защищены