Сайт учителя начальной школы 9 Будниковой Тамары Викторовны г. Долгопрудный, Московская область, 08.08.2020
город Долгопрудный Московская область учитель начальных классов
Будникова Тамара Викторовна
АОУ средняя общеобразовательная школа №9
город Долгопрудный Московская область

Методическая копилка. Второй класс. РУССКИЙ ЯЗЫК.

Тема урока: «Упражнения в написании слов с буквосочетаниями ЖИ,ШИ. Графическое обозначение орфограммы».

Тип – закрепление, повторение
Цель: совершенствовать умения писать слова с сочетаниями жи-ши ;
уметь применять знания для решения жизненных ситуаций
Обучающие задачи:

  • Продолжить работу по получению знаний о правописании сочетаний жи – ши.
  • Продолжить формирование умений выделять слова с сочетаниями жи – ши среди других слов.
  • Продолжить формирование умения выделять орфограмму

Развивающий аспект:

  • Развитие речи: обогащение и усложнение словарного запаса детей, развитие устной речи, овладение художественными образами, выразительными свойствами языка – работа с пословицами.
  • Развитие мышления: учить анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать и систематизировать – мыслить.

Воспитательный аспект:

  • Воспитание доброжелательного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения слушать, помогать друг другу.

Материалы и оборудование: карточки, презентация, компьютер, нетбук с тестами.
Ход урока

  • Орг момент

Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем. Число, классная работа.

  • Словарная работа. Отгадать загадки, записать  в строчку через запятую в тетрадях. На доске по одному с комментированием и выделением букв, которые запоминаем:

В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а все же птица. ВоРоБЕЙ
Хозяйка с базара домой принесла:  Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свеклу. Ох!                                         
ОВоЩИ
В сенокос-горька,
А в мороз-сладка.
Что за ягодка? РяБИНА
Ему грозит немало бед –
Он не кушает  в …….оБЕД!
Население одной страны, или национальности – НаРОД
Буквы-значки, как бойцы на парад,
в строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
и называется строй ... аЛФаВИТ.
3. Ох что-то зашумело, забило крыльями, просится, стучится. Скорей прочитайте первые буквы, записанных слов. Кто это? ВОРОНА!
- Почему залетела к нам?(Погреться) пустим?
4.  Я приготовила важное слово для урока. А ворона все буквы склевала. Только звуки оставила. Прочитайте, отгадайте. АРФАГРАМА Орфограмма.
5. На улице метель заметает, а у нас сейчас будет игра – ВОДОВОРОТ  ОРФОГРАММ.
Разбиться на  4 групп (по 6 чел)  На белых листочках разноцветными фломастерами записать в столбик орфограммы, которые знаете. Через15 секунд, я буду давать знак (свисток) и вы будете передавать листок следующей группе. На полученных листках вы читаете записи: где согласны справа ставите +, где нет-, где сомнения - ?  И опять дописываете орфограммы, которых нет на листке. Через 15 секунд – передаём, читаем, дописываем и т д, пока ваш листок не придёт к вам. У кого есть  - и ? (разбор кратко) .
6. Мы сейчас поделились своими знаниями об орфограммах. Но остановимся на одной, узнайте её: написание гласной буквы после всегда твёрдых согласных.(ЖИ-ШИ)
Сформулируйте тему урока. А цель нашего урока выберите из предложенных:

  • Познакомиться с орфограммой в буквосочетаниях жи-ши
  • Поупражняться в правописании  слов с жи-ши  и обозначении орфограммы.
  • Научиться обозначать орфограмму в буквосочетаниях жи-ши.

7. Ух ворона прошлась по листку – напачкала. А мы откроем Тетрадь по чистописанию.стр40, урок 95. Будем писать не как ворона лапой! Посадка, …(похвалить)

  • Письмо в воздухе – показ Ш  и Ши, Ж и Жи 1 человек  - тест на компьютере (жи-ши)
  • Чтение записей: Что это? Почему? (предложение)Как ещё можно назвать эти предложения? Почему? (пословицы или поговорки) что означают, чему учат?
  • Запись, выделение орфограмм (по 7) – взаимопроверка в парах. 1 человек на оценку.

8.  звуко-буквенный анализ слов: шило  жизнь – по вариантам 2 человека на доске
1 чел на нетбуке –  тест звукобуквенный анализ
- Общее?(по 4зв. 2орфограммы) Различия( слоги, буквы,), Почему после звуков Ж и Ш опасное место?( всегда твёрдые)
9. Наша ворона выклевала буквы в словах. Подумайте, какое слово лишнее в каждой строчке и почему:(нет сочетания жи-ши, есть безударная гласная, которую надо проверить)
сторож . т,   чиж . к,  пруж.на,  ж . лток.
Ш.повник,   ш.лестит,   душ.стый, камыш. .
- Какое предупреждение можно сформулировать про сочетание жи-ши?( уверенно под ударением, проверяя  - без ударения)
- Составьте предложения с этими словами.(произносят) Выберите, запишите, обозначьте  знакомые орфограммы.
* карточки с заданиями.
Д/З стр. 102 упр. 167. с 101 правила.
10. ИТОГ Наша птица согрелась, многое узнала. А мы справились с поставленной целью? Проверим. Крестики –нолики:

  • Орфограмма – это опасное место в слове
  • Все орфограммы подчёркиваем двумя чертами
  • Звуки ж –ш – всегда мягкие согласные
  • Написание буквы и послеж иш – орфограмма.1 Чел проверка на оценку

11. Рефлексия.
- кто уверенно применял правило о буквосочетаниях жи-ши?
- У кого были  затруднения на уроке?
- Кто доволен своей работой на уроке?
- Кто был не очень активным?
- Кто может помочь другим по этой теме?



Урок русского языка во 2 классе  «Упражнения в написании слов с буквосочетаниями ЖИ,ШИ.
1.Списать стихотворение, вставив пропущенные буквы и слово. Обозначить орфограммы.
Стали звёздочки круж…ться,
Стали на землю лож…ться.
Нет, не звёзды, а пуш…нки,
Не пуш…нки, а ……  .

Урок русского языка во 2 классе  «Упражнения в написании слов с буквосочетаниями ЖИ,ШИ.
2.Списать слова парами (по смыслу), вставив пропущенные буквы. Обозначить орфограммы.
Этаж.                      Пуш.стый
Ж.вотное                круж.ть
Груш.                     ж.ть
Снеж.нка               свеж.й

Урок русского языка во 2 классе  «Упражнения в написании слов с буквосочетаниями ЖИ,ШИ.
3.Списать слова с сочетаниями жи-ши, вставив пропущенные буквы. Обозначить орфограммы.
Камыш…, стриж…, ерш..., пож…лтел , пуш…стый , снеж…инки, прош…птал, прож…ктор, ш…повник,  ш…лестит, кувш…н .

Урок русского языка во 2 классе  «Упражнения в написании слов с буквосочетаниями ЖИ,ШИ.
4.Списать, вставив пропущенные буквы. Обозначить орфограммы.
Верш.на, луж., тиш.на,
Душ.стый, ландыш., в.сна.
Ш.повник, чиж.к, заш.пит,
Пуш.стый, котик, сторож.т

Урок русского языка во 2 классе  «Упражнения в написании слов с буквосочетаниями ЖИ,ШИ.
5.Списать, вставив пропущенные буквы. Обозначить орфограммы.
И стит брёза
В сонной тшне,
И горят снжнки
В злотом огне.

Урок русского языка во 2 классе  «Упражнения в написании слов с буквосочетаниями ЖИ,ШИ.
6.Списать, вставив пропущенные слова. Обозначить орфограммы.
Кот живёт у нас на крыше,
А в чулане живут …….
Не поедет без бензина
Ни автобус, ни……..
По полям бегут ручьи,
На дорогах – ………
Скоро выйдут муравьи
После зимней   ……..   



—айт учител¤ начальных классов © 2008 все права защищены