Сайт учителя начальной школы 9 Будниковой Тамары Викторовны г. Долгопрудный, Московская область, 08.08.2020
город Долгопрудный Московская область учитель начальных классов
Будникова Тамара Викторовна
АОУ средняя общеобразовательная школа №9
город Долгопрудный Московская область

Методическая копилка. Третий класс. ЧТЕНИЕ.

Тема урока: Э. Успенский. «Школа клоунов». «Первый день занятий»

Цель урока:

  • Формировать навык чтения по ролям;
  • Развивать умения эмоционально воспринимать текст, выражать при чтении чувства и характер действующих лиц;
  • Воспитывать чувство юмора.

Оборудование: схема героев повести «Школа клоунов»; иллюстрации к повести; толковый словарь; слайды.
Ход урока
І. Организационный момент.
ІІ. Проверка домашнего задания.

  • Чтение составленных объявлений о школе клоунов.
  • Беседа по тексту «Первый день занятий».

- Назовите героев повести Э. Успенского.
- Чем похожа «Школа клоунов» на обычную школу и в чем ее отличие?
- Какие уроки были в первый день занятий?
- несмотря на то, что в первый день не было уроков, н был очень насыщенным. Произошло много разных событий.
- Какое настроение возникло у вас во время чтения?
- Над чем вы смеялись?
ІІІ. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке продолжим знакомство с произведением Э. Успенского «Школа клоунов».
- А что же такое «школа»?
- Все мы привыкли к тому, что когда в школе начинаются занятия, прекращается досуг («свободное» время).
- Однако слово «досуг» («сколе» по-гречески) явилось базой для нашего русского слова школа.
Это странное на первый взгляд обстоятельство объясняется тем, что школа не всегда была местом занятий. Древние греки под досугом понимали не безделье, а беседы о разных науках мудрецов-философов со своими учениками в свободное от работы время.
Вначале проводились только беседы, но постепенно они превратились в самые настоящие занятия, где детям преподавали чтение, письмо, счет, гимнастику, поэзию, ораторское искусство.
ІV. Изучение нового материала.

  • Речевая минутка.

Чтение стихотворения уч-ся сначала про себя, а затем хором с доски.
Звенит звонок,
Рассыпав смех веселый,-
Он стосковался
В летний час по нас.
День добрый, школа,
Дорогая школа!
День добрый,
Наш уютный, светлый класс!
М. Чернявский.
- Как называется раздел учебника?

  • Повторное чтение текста «Первый день занятий». Деление текста на части, составление плана.

Беседа после чтения.
- На кого похожи своим поведением клоуны? (На детей).
- Каким вы увидели самого главного начальника?  Как его описывает автор? (У него нет имени и отчества. Он приехал на большой черной машине. Он возглавляет сразу и обучение, и развлечение.)
- Как вы думаете, каким должен быть начальник этой школы?
- Сколько было учеников в этой школе?
- Почему исчезли почти все ученики? Кто в этом виноват, ведь желающих было очень много?
- Почему все очень обрадовались появлению клоуна Сани?
- Почему Саня назвал козу Полкан?
- Кого же можно было назвать такой кличкой?
- Объясните значение слова «следопытность».
- Э. Успенский играет словами, подобно ребенку.
- Объясните выражение: «Вы еще об этой козе узнаете».
- О каких традициях при открытии школы клоунов вы прочитали? Во что превратилось это серьезное дело? (В игру.)
- Как вы думаете, почему именно Наташа смогла разрезать ленточку?
- Объясните значение слова «неразлучники».
- Как правильно сказать? (Неразлучные друзья.)
- Как вы думаете, каким должен быть голос Наташи?
- Объясните значение слова «завхоз».
- Каким хозяйством  заведовал Помидоров?
- Каким показан Помидоров в повести?
- Каким вы видите директора школы?
- Назовите героев повести «Школа клоунов»?
Учитель записывает на доске схему.

 

Большой начальник

 

 

 

Школа клоунов

 

 

Наташа – молодая девушка клоун

 

Василиса Потаповна

 

Шура – рыжий клоун

 

Директор школы

 

Саня из тайги

Дядя Шакир

Завхоз Помидоров

 

-Сравните имена Шура и Саня. (Это варианты одного имени.)
-Какой по характеру Шура? (Застенчивый, несмелый, волшебник.)
-Какой по характеру Саня?(Выносливый, заботливый, деловой.)
- Составьте план главы «Первый день занятий».
Запись на доске и в тетрадях:

  • Объявление об открытии школы.
  • Будущие ученики и учителя.
  • Клоун Саня из тайги и Полкан.
  • Веселое открытие школы.
  • Знакомство.
  • Завхоз Помидоров.

Физкультминутка.
Вверх ладошки!
Хлоп! Хлоп!
По коленкам –
Шлеп! Шлеп!
По плечам теперь
Похлопай!
По бокам
Себя пошлепай!
Можем хлопнуть
За спиной!
Хлопаем перед собой!
Вправо можем!
Влево можем!
И крест-накрест руки сложим!
Учащиеся выполняют движения за учителем.

  • Чтение текста «Приложение первое».

- Объясните значение слов и выражений:
Приложение – дополнительные сведения.
Питомник – место, где воспитывают и вскармливают животных. (Есть питомники для растений).
Застава – поселок пограничников.
Далее уч-ся читают вслух по цепочке.
- Кому посвящена эта заметка?
- Почему заметка называется «Случай в собачьем питомнике?» Что напутал корреспондент Жувачкин?
- Почему Найда не отказалась кормить козленка?
- Перед каким приемом Полкана преступник не устоял?
- Какой бы вы предложили подарок для Полкана?
- Что вы узнали о клоуне Сане?
- Как вы относитесь к его поступку?
- Как вы думаете, будет ли теперь дядя Шакир привязывать Полкана к колышку во дворе, как простую козу?

  • Чтение по ролям отрывков, которые особенно понравились.

V. Итог урока.
- Какие строки произведения вызвали у вас улыбку?
- Назовите героев повести Э. Успенского «Школа клоунов».
- Дайте характеристику клоуну Сане.
- В чем особенность языка Э. Успенского?
- Хотели бы вы оказаться в такой школе?
Домашнее задание: пересказ «Приложения первого»; выполнить рисунок понравившегося героя.



—айт учител¤ начальных классов © 2008 все права защищены