Сайт учителя начальной школы 9 Будниковой Тамары Викторовны г. Долгопрудный, Московская область, 08.08.2020
город Долгопрудный Московская область учитель начальных классов
Будникова Тамара Викторовна
АОУ средняя общеобразовательная школа №9
город Долгопрудный Московская область

Методическая копилка. Первый класс. ЧТЕНИЕ.

Тема урока: В. Драгунский. «Друг детства».

Цель : создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект.
Задачи:
1.Способствовать развитию умения анализировать текст, развитию познавательного интереса к процессу чтения;
2.Совершенствовать навык чтения;
3.Развивать речь;
4.Создать ситуации успеха для каждого ребенка;
5.Стимулировать познавательный интерес с помощью проблемных заданий;
6.Вызвать  эмоциональный  отклик  на прочитанное, чувство сопереживания.
Ход урока:

  1. Речевая гимнастика. СЛАЙД 2.

Прочитайте слова:
Кот,  юла,  шары, машина, ведро,  слоник,  кубики,  барабан,  лейка,  петрушка, велосипед,  скакалка,  лошадка,  пирамидка,  домик.

Как можно назвать эти слова одним словом?    (ИГРУШКИ).
Прочитайте слова, в которых 1 слог, 2 слога, 3 слога.
Прочитайте названия своих любимых игрушек.
А почему мы читали эти слова? (мы дома выразительно читали  стихотворения об игрушках).

  1. Проверка домашнего задания.

Назовите автора, произведения, которых вы читали дома. СЛАЙД 3
А теперь назовите произведения этих авторов.
Выразительное чтение  понравившегося стихотворения.

  1. Мобилизующий этап.

Прочитайте.  СЛАЙД 4.
Медведь – это дикое животное.
Медведь – это дикое животное, которое живёт в лесу.
Медведь – это дикое животное, которое живёт в лесу и питается ягодами.
Медведь – это дикое животное, которое живёт в лесу, питается ягодами, зимой спит.
Медведь – это дикое животное, которое живёт в лесу, питается ягодами, зимой спит в берлоге.
Прочитайте самое точное предложение, которое характеризует это животное.
Прочитайте. СЛАЙД 5.

 

Уро…  миш… на…  по…
Оторва…   миш….  ла…
Всё…  рав…  его не бро… ,
Потому  что он  хоро….
А это о каком мишке идёт речь?   (об игрушечном)
А в чём разница между игрушечным мишкой и живым медведем?
А почему у игрушечного мишки оторвана лапа? Как обращалась  хозяйка с игрушечным мишкой?    А у кого дома есть старые игрушки?  Как вы к ним относитесь?

  1. Беседа

А сегодня на уроке мы встретимся с новым автором и новым произведением.
Откройте стр. 16.  СЛАЙД 6.
Кто автор этого литературного произведения?
Как называется произведение?  Это произведение взято из книги В. Драгунского «Денискины рассказы».   В этой книге 45 удивительных и забавных историй, случившихся с мальчиком Дениской. Вот с одной из них мы и познакомимся сегодня. Почитайте ключевые слова.
Прочитав название произведения, ключевые слова, рассмотрели иллюстрацию, сделайте предположения:  О чём будет эта история?

  1. Работа в тетради.

Стр. 4. Задание 1. Прочитайте трудные слова, которые вам встретятся в тексте.
СЛАЙД 7.

  1. Чтение с комментированием.

Чтение по логически  законченным частям, комментирование содержания, попутная словарная работа.
Сколько лет было Дениске, как вы думаете? (6 или 6.5)
О чём не знал Дениска в этом возрасте?
Как относился он ко всем окружающим его людям и их работе?
Кем хотелось стать Дениске?
Почему он так часто менял он свои будущие профессии?
Почему он, как вы думаете,  мечтал  стать астрономом?
Чем занимаются люди этой профессии?
А почему ему хотелось  стать капитаном дальнего плавания?
Почему, как вы думаете,  он решил стать боксёром?
Как вы думаете, зачем понадобилось Дениске обыкновенная кожаная боксёрская груша?
Почему папа так отнесся  к просьбе сына?
Как вы понимаете слова «спятил», «перебейся»?
Почему Дениска обиделся на папу?  (отказал со смехом)
Что заметила мама?
Что было в старой плетёной корзине?
Почему Дениска назвал содержимое корзины игрушечным утилём?
А что такое «утиль»? СЛАЙД 8
Что же искала мама  среди старых игрушек?
Каким был мишка?  Откуда у Дениски появилась эта игрушка?
Почему мама решила, что именно  этот мишка может заменить Дениске боксёрскую грушу?
Как вы понимаете выражение «Живот какой толстый! Ишь как выкатил!» А что значит «ишь»?
Как отнесся Дениска к маминому предложению?
Для чего же понадобился мишка Дениске?
Каким описал автор мишку?
Почему автор В. Драгунский использовал для описания слова «шоколадный», «облезлый»?
О чём думал Дениска, глядя на сидящего перед ним мишку?
Какие чувства вызывали эти воспоминания?
Почему драгунский пишет: «Я любил тогда». Когда?
«Любил всей душой». Как это?  «Я за него тогда жизнь бы отдал».
Как называет Дениска мишку? Почему для Дениски  мишка – «бывший, самый лучший друг,  настоящий друг детства»?
Почему мишка  «смеётся разными глазами»?
Дениска продолжал рассматривать своего друга детства, представил, для чего достали эту игрушку. Какие чувства возникли в душе у Дениски?
Обратила ли мама внимание на состояние сына?
Что ответил мальчик? Почему он заплакал?
Дениска стоял «задрав глаза к потолку»? Зачем?   Почему ему хотелось, чтобы «слёзы вкатились обратно»?
Зачем, как вы думаете, В. Драгунский употребил такие выражения : «слёзы вкатились обратно», «скрепился немного»?
Что произошло с Дениской, когда он «скрепился немного»?
Почему Мальчик переспросил маму?
Почему он не рассказал ей о своих переживаниях?
Почему Дениска «раздумал быть боксёром»?  Как автор нам об этом рассказывает?
А может пройдёт какое – нибудь время и Дениска опять будет мечтать стать боксёром?
Похожи ли ситуации с мишкой из стихотворения А. Барто «Мой мишка» и из рассказа В. Драгунского? Что общего? Чем отличается?
Мы прочитали историю В. Драгунского «Друг детства». Скажите, оправдались ли наши предположения, которые мы высказывали перед чтением рассказа.

  1. Беседа о жанре.  СЛАЙД 9.

Обратимся к тексту произведения ещё раз.
Как вы думаете, чем является история Дениски? Сказкой? Стихотворением? А может, мы эти произведения будем называть иначе?
К какому виду относится это литературное произведение? (РАССКАЗ)
Почему рассказ? Из скольких частей состоит рассказ? Назовите героев этого рассказа.

  1. Восстановление последовательности событий.  СЛАЙД 10.

Задание в тетради стр. 4-5, задание 4

  1. Итоговая беседа.

Мы почитали рассказ В. Драгунского «Друг детства».
Что вы подумали о мальчике в 1 части  рассказа.
Изменилось ли ваше отношение  к мальчику в конце рассказа?
А как бы вы отнеслись к Дениске, если бы он всё же сделал мишку  боксёрской грушей, предметом для отработки силы удара?
Останется ли в вашей памяти этот рассказ? Почему?
Вырастет ли Дениска настоящим другом?
Какие чувства вызвало у вас чтение этого рассказа?
Автор рассказа – Виктор Драгунский – взрослый мужчина, взрослый человек, а от чьего имени он написал этот рассказ? Что помогло нам сделать вывод?
Рассказ Драгунского – это рассказ его героя Дениски.  Почему именно такой приём выбрал автор?
Что мы узнали о Викторе Драгунском?  СЛАЙД 11.
Кто он? (ДЕТСКИЙ ПИСАТЕЛЬ)
Что пишет? (РАССКАЗЫ)  Это то мы сегодня прочитали его первый рассказ, затем мы познакомимся и с другими его произведениями.
О ком его рассказы? ( ОДЕТЯХ)
Для кого он пишет (ДЛЯ ДЕТЕЙ).

  1.    Домашнее задание.

Прочитать выразительно рассказ В.  Драгунского  «Друг детства».
Нарисуйте мишку, каким вы его представляете по описанию В. Драгунского (задание 7 в тетради, стр. 5)
Ответить на вопросы на стр. 20.



—айт учител¤ начальных классов © 2008 все права защищены