Сайт учителя начальной школы 9 Будниковой Тамары Викторовны г. Долгопрудный, Московская область, 08.08.2020
город Долгопрудный Московская область учитель начальных классов
Будникова Тамара Викторовна
АОУ средняя общеобразовательная школа №9
город Долгопрудный Московская область

Методическая копилка. Четвертый класс. РУССКИЙ ЯЗЫК.

Тема урока: «Запятая в сложном предложении с союзами а, и, но и в простом предложении с однородными членами»

Цель урока: развитие  у учащихся пунктуационных умений при написании сложного предложения с союзами и простого предложения с однородными членами.
Задачи урока:

  1. развивать умение отличать простое предложение от сложного, систематизировать знания о постановке запятой в сложном предложении и в простом предложении с однородными членами, развивать умение сопоставлять схему с соответствующим предложением;
  2. развивать внимание, мышление, культуру речи;
  3. прививать навыки использования приобретенных знаний и умений  в практических ситуациях.

Оборудование:   записанные на доске слоги, заготовки для составления схемы, текст с пропущенными буквами, схемы предложений.

  1. Организационный момент.
  2. Словарная работа.

- Из записанных на доске слогов необходимо собрать слова. Какие?
бо  да сво,   ка тан пи,   маз ал ный.
- Запишите  слова под диктовку: лиловый, рояль, фиолетовый, тревого, песчаный, сочинение (в это время 2 ученика пишут слова за разворотами доски).
-  На какие 2 группы можно разделить эти слова? (имена существительные и имена прилагательные). Подчеркните: 1 вариант – имена существительные  одной чертой, 2 вариант – имена прилагательные волнистой линией. (Проверяется работа учащихся за доской).
3.  Проверка домашнего задания.
- Каким было домашнее задание? (Написать пейзажную зарисовку на тему  
«Осень»)
- Что такое пейзаж?
- Прочтите свои минисочинения. Лучшие сочинения будут использованы в
классной газете.
- Какие предложения по составу использовали при написании сочинений?
- Как отличить простое предложение от сложного предложения?
- Как могут соединяться части сложного предложения?
- Какие союзы знаете?
4.  Формулировка темы и цели урока.
- Отгадав загадки, сформулируйте тему урока.
«Загораживает путь, предлагает отдохнуть». (Точка).
«Выйдет на дорожку, всем подставит ножку». (Запятая).
- Чем будем заниматься сегодня на уроке?
5. Систематизация знаний.
- Составим схему, по которой можно рассказать все о постановке запятой в
сложном предложении и в простом с однородными членами. Для этого соедините  вид предложения с нужным союзом

Сложное предложение

 

Простое предложение с однородными членами

  ,а
,но
и
,и  
     - Используя схему, расскажите правила постановки запятой в сложном предложении и в простом предложении с однородными членами.
    6.   Закрепление изученного.
     -  Ребята, как важен маленький знак препинания – запятая! Вспомните,  сказку С.Маршака «Двенадцать месяцев». «Казнить нельзя, помиловать» или «Казнить, нельзя помиловать»?
- Вот и мы должны бережно и правильно расставлять запятые!
- Кому из вас приходилось отправлять телеграмму или получать их?
- Запишем тексты телеграмм самостоятельно, расставив знаки препинания.
Запись под диктовку: 1). Поезд опаздывает на несколько часов, и мы приедем только поздним вечером. 2). Поздравляем с днем рождения и желаем здоровья, отличной учебы, успехов в спорте!
Дети объясняют постановку знаков препинания, выполняют синтаксический разбор предложений.
Физминутка.

  1. для улучшения мозгового кровообращения:

1-2 -  голову наклонить назад, 3-4 - голову вперед. Выполнять в медленном темпе.
2)  гимнастика для глаз:
Крепко зажмурить глаза, открыть их и посмотреть вдаль.
3)  руки за голову, локти свести вперед:
1-2 поворот в сторону, локти развести, 3-4 исходное положение.
7)  Упражнения в постановке знаков препинания.
- Ребята, мой сосед Сережа учится в 3 классе и еще не изучал постановку запятых в предложении. Но он получил задание – написать сочинение об осени. Мальчик выполнил работу, но засомневался в правильности расставленных запятых.
(На доске текст с пропущенными буквами в словах)
Наступила з_лотая ос_нь и с д_ревьев оп_дают разноцветные листья. Они ложатся на землю, и п_стреют под н_гами желтыми красными з_леными красками.
- Вставим пропущенные буквы с объяснением. На какую орфограмму пропущенные буквы?
- Верно ли расставил знаки препинания Сережа? (Дети объясняют постановку запятых, исправляют ошибки).
- Выпишите предложения соответственно схемам. Подчеркните в них грамматическую основу.
1 вариант - [ _= и = O, O, O ].
2 вариант - [ = _], и [= _].
После выполнения работы – проверка (индивидуальный опрос).
8. Творческая работа.
(Работа по группам) – Представьте, что вы – сотрудники туристической фирмы. Вам необходимо составить текст рекламы путевок по уголкам нашей Родины (используя сложные предложения с союзами).
Ребята работают в группах. Обсуждаются все предложенные варианты. Лучший текст рекламы записывается в тетрадях, объясняется постановка знаков препинания.
9. Самостоятельная работа
- Придумайте конец предложения по известному началу: По небу плывут облака и …
- Придумайте простое предложение с однородными членами (1 вариант).
2 вариант – сложное предложение с союзом.
После работы заслушиваются варианты ответов.
10. Итог урока.
- Перед какими союзами всегда ставится запятая?
- Расскажите о правиле постановки запятой при союзе и.
Домашнее задание.  
Для слабоуспевающих детей – 1, 2 предложение, для остальных детей – стр.28, упр.2 в «Дидактическом материале». Для одаренных детей – найти в учебнике по чтению 1 предложение сложное, другое – простое с однородными членами, записать эти предложения.



—айт учител¤ начальных классов © 2008 все права защищены